Подготовка к обучению грамоте

07.04.2020

Программное содержание:

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. 2. Учить детей читать слова с изученными буквами. 3. Работать над расширением словарного запаса детей. 4. Работать над осознанностью чтения

Демонстрационный и раздаточный материалы: изображения «винт», «ваза». Алфавит, лента букв. Бумага, цветные карандаши (синий, зеленый, красный) или квадратные фишки (2 синих, зеленая, 2 красных). Буква В (допустимо написать ее на отдельном квадратике и вырезать), буквы Я, Е, Ю, И, Ё, А, Э, У, Ы, О

Ход занятия

1.     Повторение обозначения мягкости согласных звуков

Положите алфавит или ленту букв перед ребенком

Взрослый: Покажи те буквы с гласными звуками, пере которыми буква В обозначает мягкий звук [Вˊ]

Показывает буквы Я, Е, Ю, И, Ё

Взрослый: Прочитай слоги, подставляя букву В к этим буквам, обозначающим гласные звуки. (Использование вырезанной буквы)

ВЯ, ВЕ, ВЮ, ВИ, ВЁ

Взрослый: Молодец, а теперь покажи те буквы (в которых живут гласные), перед которыми буква В обозначает твердый звук [В]

А, Э, У, Ы, О

Взрослый: Прочитай слоги, подставляя букву В к этим буквам, обозначающим гласные звуки. (Использование вырезанной буквы)

ВА, ВЭ, ВУ, ВЫ, ВО

2.     Звуковой анализ слов винт и ваза

Взрослый: Посмотри на картинку. (Показываем винт)Что это? Винт

Взрослый: Произнеси слово еще раз и составь звуковую схему. Можешь составить из фишек или изобразить на бумаге (схема 1)

Взрослый: Хорошо. В этом слове буква В обозначает твердый или мягкий звук? Мягкий, [Вˊ]

Взрослый: Почему? Потому что после нее стоит звук [И], он смягчает предыдущий согласный

Взрослый: Запиши слово буквами. ВИНТ

Взрослый: Посмотри на следующую картинку (показываем вазу). Что это?

Это ваза

Взрослый: Произнеси слово и составь звуковую схему. Зарисуй на бумаге  или выложи с помощью фишек. (схема 2)

Взрослый: В этом слове буква В обозначает тоже мягкий звук?

Нет, она обозначает твердый [В]. После нее слышим звук  [А]. Он не смягчает предыдущий согласный звукХочу такой сайт

Взрослый: Звуковую схему ты составил(а). Теперь можешь записать слово ваза буквами. ВАЗА

3.     Чтение слов

Взрослый: Ты уже знаешь, что если в слове заменить хотя бы одну букву, меняется и смысл слова. Меняется название предмета, которое мы хотим назвать. Взгляни на таблицу (Назови новое слово!№1). Прочитай слово в первой строчке (эту таблицу можно нарисовать на бумаге). ВИЛКА

Взрослый: А теперь, замени первую букву В на букву П и прочитай новое слово. ПИЛКА

Взрослый: Впиши слово пилка и прочитай следующее

ПАЛКА (ПОЛКА, ПОЛКИ)

Взрослый: Аналогично с заданием «Назови новое слово!№2» (ВЕС, ЛЕС, ЛЕВ, ЛОВ, РОВ, РЁВ)

Взрослый: С этим заданием ты справился (ась). Переходим к следующему заданию. Посмотри на шифр и отгадай слова (показываем ребенку изображение «Отгадай!»).

Пояснение для взрослого. Для того, чтобы ребенку было легче выполнять это задание, перенесите на бумагу схему загаданных слов с номерами. Каждой букве присвоен номер. Ребенок должен сориентироваться и вписать соответствующие буквы. Например, первая буква под номером 1, ей соответствует буква В. Вписываю букву В. Следующая буква под номером 2, ей соответствует буква Е. Вписываю букву Е и т. д.

Получились слова - верба и ворона

4.     Составление словосочетаний

Взрослый: Грамотность нашей речи зависит от того, насколько правильно мы используем и сочетаем слова между собой. Прочитай слова в первом столбике. Прочитай слова во втором столбике.

 

СЕВЕРНЫЙ                                                    ВЗГЛЯД

ВЕСЕННИЙ                                                    СВИТЕР

ВЕСЁЛЫЙ                                                      ПОЛЮС

ВЕЛИКИЙ                                                      ДЕНЁК

ВЫСОКИЙ                                                     РАССКАЗ

СВЕТЛЫЙ                                                      ПОЭТ

ПРИВЕТЛИВЫЙ                                            ДОМ

                                                                        ГОД

                                                                        ПРАЗДНИК

   

Взрослый: Теперь эти столбики нужно подружить. Установить соответствие между словами. Например, СЕВЕРНЫЙ …. ПОЛЮС.

Выполнение задания ребенком.

Взрослый: Отличная работа!   

Наверх

Обработка персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».