ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ «ФАНТАЗЕР» для детей от 5 – 8 лет (направленность: художественная) Автор: Кремлёва Э.Н. педагог дополнительного образования г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ № Название главы Стр. I Целевой раздел 3 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.2. Принципы и подходы к формированию программы 6 1.3. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста 7 2. Объем 8 3. Планируемы результаты 8 4. Содержание 10 II Организационно-педагогические условия 14 1. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом 14 возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 14 3. Материально-техническое обеспечение программы 15 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и 16 воспитания 5. Учебный план 17 6. Особенности организации образовательной деятельности дополнительной общеразвивающей программы «Фантазер» Приложение 19 21 Оценочные материалы Рабочая программа модуля «Живопись» 24 Рабочая программа модуля «Рисунок» 27 Рабочая программа модуля «Бумажное конструирование» 29 Рабочая программа модуля «Композиция» 31 2 I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализации программы Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. Сегодня, когда во многих ДОУ для изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества дошкольников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям. Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей дошкольного возраста, ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы изостудии, рассчитанной на 1-2 года обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях. 3 Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам. Тем самым программа художественной студии «Фантазер» создаёт для детей перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения. Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа позволила разработать целый ряд новых тем, их органичное включение в учебнотематический план и расширение и углубление традиционно преподаваемых тем. Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (фантазийные шляпы, карнавальные маски) и др. Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно дошкольного возраста. В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищноигровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей дошкольного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению. Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции. Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка. Дополнительная общеразвивающая программа художественной студии «Фантазер» (далее ДОП «Фантазер») для детей дошкольного возраста (5 – 8 лет) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г. №273-ФЗ, в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным Приказом 4 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, Уставом МБДОУ – детский сад № 406. ДОП «Фантазер» реализуется не в рамках основной образовательной деятельности МБДОУ – детского сада № 406. Для реализации данной программы в детском саду оборудован физкультурный зал. В нем расположены: столы, стулья, мольберт, канцелярские товары. ДОП «Фантазер» направлена на: • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками; • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Цель программы: творческое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности с учётом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей каждого ребёнка. Задачи программы: Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности): • знакомство с жанрами изобразительного искусства; • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы): • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; • развитие колористического видения; • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место); • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе): • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; • воспитание аккуратности. 5 1.2. Принципы и подходы к формированию программы ДОП «Фантазер», а также организация на ее основе воспитательнообразовательного процесса базируется на следующих принципах: Гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагогвоспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности. От простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения детей. Единства индивидуального и коллективного, предполагающий развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий соотношение коллективного и индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену своеобразного творческого коллектива максимально проявлять свои творческие возможности. Творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию. Психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать. Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия воспитанников, уровнем их творческих способностей. Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры. Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение, предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их способностей и качеств. Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников. 6 1.3.Характеристика особенностей детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека. 5-6 лет. Интересы детей направлены на освоения мира человеческих отношений. Дошкольник стремится удержать общую положительную самооценку на привычном уровне. Точное представление о своих возможностях возникает в условиях гармоничного сочетания опыта самостоятельной деятельности и общения. Активно развиваются продуктивные виды детской деятельности: рисование, конструирование. Дети много и с удовольствием рисуют, передавая свои жизненные впечатления В аппликации создают сюжетные изображения, пейзажи, сопоставляя между собой детали, овладевают различными способами вырезывания из бумаги. Развивается произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость, дети могут действовать по правилам. Развивается опосредованность памяти Дошкольники могут различать и называть множество оттенков и сложные геометрические фигуры, группировать предметы, учитывая несколько признаков одновременно – цвет, форму, величину. 6-8 лет. Возраст 6-8 лет имеет особое значение для психического развития детей, в этот год дети из дошкольников превращаются в будущих учеников. В изобразительной деятельности происходит усложнение рисунков, возрастает степень их детализации, появляются любимые типы изображений, стереотипные изображения, например определённый способ изображения человека, образы принцесс, воинов, машин и др. В аппликации происходит обогащение изображений, дети осваивают многослойное и силуэтное вырезывание. Для детей старшего дошкольного возраста становится важным не просто внимание взрослого и получение похвалы, а стремление к взаимопониманию и сопереживанию с ним. Ребёнку необходимо знать, а как нужно правильно, внести поправки в свою работу, изменить своё мнение, чтобы его взгляды совпадали с взглядами и мнением взрослого. По данным психологических исследований наличие внеситуативноличностной формы общения со взрослыми повышает организованность и целенаправленность поведения и увеличивает эффективность усвоения сведений. 2. Объем Организационные условия реализации программы. ДОП «Фантазер» рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 8 лет. Занятия проводятся в группах от 6 – 22 человек, 1 раз в неделю по 25 – 30 минут в проветриваемом и хорошо освещенном зале. Срок реализации программы: 2 года. Организованная образовательная деятельность детей осуществляется в процессе вовлечения их в изобразительную деятельность. Педагог дозирует объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Объем образовательной нагрузки: • в старшей группе (6ый год жизни) продолжительность образовательной деятельности 25 минут; • в подготовительной к школе группе (7ый год жизни) продолжительность образовательной деятельности 30 минут. Общее количество часов программы в соответствии с учебным планом. 3. Планируемые результаты Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Программа имеет художественную направлен7 ность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. К концу первого года обучения дети будут знать: • основные цвета; • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); • контрасты форм; • азы воздушной перспективы (дальше, ближе); • основные и дополнительные цвета; • понятие симметрии; • свойства красок и графических материалов; • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги); уметь: • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; • работать самостоятельно и в коллективе; • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; • работать самостоятельно и в коллективе; общеучебные умения и личностные качества: • трудолюбие; • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; • самостоятельность; • уверенность в своих силах. К концу второго года обучения дети будут знать: • контрасты цвета; • гармонию цвета; • азы композиции (статика, движение); • пропорции плоскостных и объёмных предметов; • основы линейной перспективы; • основные законы композиции; • пропорции фигуры и головы человека; • различные виды графики; • основы цветоведения; • свойства различных художественных материалов; • основные жанры изобразительного искусства; уметь: • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному); • работать с натуры; • работать в определённой гамме; • доводить работу от эскиза до композиции; • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); • работать с бумагой в технике объёмной пластики. работать в различных жанрах; • выделять главное в композиции; • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках; • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей; общеучебные умения и личностные качества: • умение работать в группе; 8 • • • • • • • • • умение уступать; ответственность; самокритичность; самоконтроль; умение воспринимать конструктивную критику; способность к адекватной самооценке; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; трудолюбие, упорство в достижении цели; эмпатия, взаимопомощь. 4. Содержание Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, используется методика структурирования изобразительной деятельности. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка. Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. 9 Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей. Содержание образовательной деятельности программы реализуется в следующих модулях. Модуль «Живопись» В настоящее время важной задачей в дошкольном образовании является развитие всесторонне развитой личности ребенка. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство это сделать невозможно, поэтому важно приобщать детей к художественному творчеству. Живопись помогает развивать у ребенка образное мышление, речь, эстетический вкус и фантазию. Она способна раскрывать сложный мир человека, чувств, характеров, передавать красоту природы, события исторического прошлого и полет фантазии. Модуль «Живопись» знакомит детей с миром красок. Дети узнают, какое многообразие цветов есть в нашем мире, как передать настроение через цвет, как создать свой цвет. Данный модуль – это краткий экскурс в историю изобразительного искусства. Дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства. Учатся сами изображать образ природы, человека. Знакомятся с такими понятиями, как симметрия, стилизация, орнамент. Узнают об особенностях русских народных промыслов. Модуль «Рисунок» Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с окружающими его людьми. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что он увидел, что ему понравилось, взволновало его, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Дети изначально знакомятся с такими понятиями, как линия, точка, пятно, форма. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение 10 раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В данном модуле используются различные графические материалы: гелиевые ручки, тушь, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Содержание модуля «Рисунок» включает в себя определенные техники, овладеть которыми ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ими распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Такие техники, как граттаж, монотопия, линогравюра, гризаль и т.д. Модуль «Бумажное конструирование» Бумага – самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд простые действия для ребенка достаточно сложны. Выполняя поделки из бумаги, дошкольники не только развивают свои художественные способности и творческую фантазию, но и расширяют кругозор, приобретают дополнительные знания, учатся моделированию и конструированию. Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в старшем дошкольном возрасте). Модуль «Бумажное конструирование» рассчитан на работу с рваной бумагой, мятой бумагой, используя различные техники: скручивания, складывания, резание бумаги. Дети, осваивая бумажную пластику, учатся создавать плоскостные, полуплоскостные изделия и объемные композиции. Модуль «Композиция» Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент. Детям для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детских работах. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора-ребенка. В рамках данного модуля дети учатся чувствовать композицию. Детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении, созданном художником по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Не вызывает особых затруднений формирование элементарных понятий о форме листа бумаги, масштабе изображения. Под форматом ими понимается форма, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д. 11 Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Однако в работах некоторых дошкольников можно встретить и воздушную перспективу. Модуль «Композиция» предполагает знакомство детей с такими понятиями, как линия горизонта, композиционный центр, линейная перспектива, воздушная цветоперспектива. Дошкольники должны усвоить выразительные возможности различных форматов, правила и приёмы решения композиции в этих форматах. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием контрастов. Характер темы определяет цветовое решение композиции. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа. 12 II. Организационно-педагогические условия 1. Формы, способы, методы и средства программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Для реализации программы используются несколько форм организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста: Вводное – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями. Ознакомительное – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). С натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру. По памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Импровизация – обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Открытое – проводятся совместно с родителями (законными представителями) воспитанников. Комбинированное – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое – подводит итоги работы художественной студии за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Методы и приемы обучения: 1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь). 2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). 3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение). 2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу педагога. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и педагогам. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Формы работы с семьями воспитанников: 13 - открытые учебные занятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, уровень взаимопонимания беседа; - конкурсы, праздники проводятся с целью вовлечения взрослых в жизнь ребёнка. Родители привлекаются как участники и организаторы мероприятий. Участие родителей особо важно для ребёнка, ведь это даёт ребёнку осознание важности происходящего, позволяет создать для него наиболее комфортную и уютную эмоциональную атмосферу. - мастер-классы для родителей совместно с воспитанниками. Мастер-класс организуется педагогом с участием детей. Направления работы: приобщение детей к духовным и культурным традициям, формирование их нравственных и ценностных ориентиров, развитие детской фантазии, воображения и творчества, организация совместного досуга с детьми, подготовка детей к школьному обучению. 3. Материально-техническое обеспечение программы Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.). Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, так как в студии занимаются дети с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей. Дети дошкольного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать. Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Детям 5-6 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 6-8 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания. 14 Дидактические материалы: таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий – используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Составлен специальный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы. Успешная реализация программы и достижения занимающихся детей во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения: ноутбук, проектор, проекционный экран. 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Образовательные Методические пособия. Учебно-наглядные материалы модули (направления развития) Для групп детей дошкольного возраста Живопись Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. Рисунок Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. 15 Бумажное конструирование Композиция – М.: Амрита-Русь, 2005. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. 5. Учебный план Модули Живопись Учебный план 1-й год обучения 2-й год обучения Кол-во часов в год (кол- Кол-во часов в год (колво периодов/ минуты) во периодов/ минуты) 9/225 14/420 Итого за два года обучения 23/645 16 Рисунок 9/225 Бумажное 9/225 конструирование Композиция 5/125 Итого 32/800 ОД по ДОП – образовательная деятельность по программе 8/240 5/150 17/465 14/375 5/150 10/275 32/960 64/1760 дополнительной общеразвивающей 6. Особенности организации образовательной деятельности дополнительной общеразвивающей программы «Фантазер» Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, который осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам 17 дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. 18 Приложение Оценочный материал Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 5-8 лет; в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. В начале каждого учебного года проводится педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка через индивидуальную беседу по специально разработанным вопросам. Такое же тестирование проводится в середине и в конце учебного года. Это позволяет определить, насколько дети усваивают пройденный материал и получают необходимые знания и навыки. При этом применяются следующие формы: выставки, конкурсы, викторины, творческие задания, открытые занятия, творческие проекты, индивидуальные беседы. После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых выставках, открытых мероприятиях, участие в смотрах и конкурсах детского сада, района, города. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программ, а также сплачивают детский коллектив. В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: 1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); 2) через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Программой предусматриваются тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний 19 теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям. Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом): 0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»; от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»; от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ». Первый год обучения Ответы (в баллах) № Перечень вопросов 1 Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? Какие цвета относятся к тёплой гамме? Какие цвета относятся к холодной гамме? Какие геометрические фигуры ты знаешь? Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? Что такое орнамент? 2 3 Фамилия, имя ребёнка 4 5 6 7 8 Правильный ответ Не во всём правильный ответ Неверный ответ Оценка Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? фиолетовый цвет? зелёный цвет? 9 10 Какие цвета относятся к тёплой гамме? Какие цвета относятся к холодной гамме? 20 11 12 13 14 15 16 Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? Какие геометрические фигуры ты знаешь? Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? Что такое орнамент? Второй год обучения Ответы (в баллах) № Перечень вопросов 1 Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) Чем отличается эскиз от композиции Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение? Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение? Какие линии используются в рисунке? Чем отличается плоская аппликация от объёмной? Что такое линия горизонта? Чем отличаются акварельные краски от гуаши? Какие объёмные формы Фамилия, имя ребёнка 2 3 4 5 6 7 8 9 Правильный ответ Не во всём правильный ответ Неверный ответ Оценка 21 ты знаешь? 10 Какие цвета являются контрастными? 11 Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) 12 Что такое ритм в орнаменте? 13 Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции? 14 Какие народные промыслы ты знаешь? 15 Что означает рефлекс в живописи? 16 Что означает тон в рисунке? 17 Какие графические материалы ты знаешь? 18 Что такое стилизация природных форм? 19 Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? 20 Что означает техника «гризайль»? Отчетные просмотры законченных работ обучающихся Во время отчетных просмотров по окончании каждого из четырех лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся (табл. 1). Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года № Фамилия. имя ребёнка Рисунок Раздел программы Живо- Компо- Бумаж. пись зиция констр. Замечания, рекомендации Оценка по 10балльной системе Подпись педагога Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица (табл. 2). 22 Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за 2 года обучения по программе Фамилия, имя Название Название работы ребёнка Дата конкурса, (художественный выставки материал) Результат Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы. 23 Рабочая программа модуля «Живопись» В настоящее время важной задачей в дошкольном образовании является развитие всесторонне развитой личности ребенка. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство это сделать невозможно, поэтому важно приобщать детей к художественному творчеству. Живопись помогает развивать у ребенка образное мышление, речь, эстетический вкус и фантазию. Она способна раскрывать сложный мир человека, чувств, характеров, передавать красоту природы, события исторического прошлого и полет фантазии. Модуль «Живопись» знакомит детей с миром красок. Дети узнают, какое многообразие цветов есть в нашем мире, как передать настроение через цвет, как создать свой цвет. Данный модуль – это краткий экскурс в историю изобразительного искусства. Дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства. Учатся сами изображать образ природы, человека. Знакомятся с такими понятиями, как симметрия, стилизация, орнамент. Узнают об особенностях русских народных промыслов. 1 – ый год обучения № Тема Кол-во Время Содержание периодов (мин.) 1. Вводное 1 25 Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. 2. Гармония цвета 3 75 Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом». Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка». 3. Контраст цвета 3 75 Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного. Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок». 4. Цветные кляксы 3 75 Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо». 5. Образ дерева 3 75 Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка». 6. Живописная связь неба и 3 земли 75 7. Времена года 2 50 18 450 № Итого 2 – ой год обучения Тема 1. Вводное Кол-во периодов 1 Время (мин.) 30 2. 3. Диагностическое Натюрморт в холодной гамме 1 2 30 60 4. Натюрморт гамме тёплой 2 60 5. Набросок с натуры 2 60 в Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения. Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк». Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года. Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима». Содержание Выставка летних творческих работ. Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Свободная техника Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве. Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых). Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия». Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры. Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет». Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира. Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному 25 6. Силуэт 2 60 7. Живописный портрет 2 60 8. Фигура человека движении в 3 90 9. Работа на пленэре 2 60 10. Работа по впечатлению 3 90 11. Тематический пейзаж 4 120 12. Особенности русских 4 народных промыслов 120 наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа. Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью». Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека. Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой». Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа. Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет». Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность. Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец». Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы. Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш) Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов. Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман). Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт». Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы. Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу». Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм. Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни). Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский 26 букет», «На ярмарке». Итого 28 840 Рабочая программа модуля «Рисунок» Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с окружающими его людьми. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что он увидел, что ему понравилось, взволновало его, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Дети изначально знакомятся с такими понятиями, как линия, точка, пятно, форма. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В данном модуле используются различные графические материалы: гелиевые ручки, тушь, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Содержание модуля «Рисунок» включает в себя определенные техники, овладеть которыми ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ими распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Такие техники, как граттаж, монотопия, линогравюра, гризаль и т.д. 1 – ый год обучения № Тема Кол-во Время Содержание периодов (мин.) 1. Вводное 1 25 Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. 2. Диагностическое 1 25 Свободная техника 3. Пропорции 4 100 Пропорции – соотношение частей по величине. Передача пропорциональной фигуры. Практическое занятие. Примерные задания: «Лицо человека», «Веселые чашки» 4. Плоскостное и объёмное 5 125 Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача изображение плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть 27 Рисование с натуры и по 7 памяти 175 18 450 № Итого 2 – ой год обучения Тема 1. Вводное 1 30 2. Граттаж 3 90 3. Монотипия 3 90 4. Гравюра на картоне 3 90 5. Линогравюра 3 90 5. Кол-во периодов Время (мин.) плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор». Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти. Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки чучела птиц». Содержание Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого). Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания. Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк». Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске. Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна». Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише. Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты». Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, 28 6. Гризайль 3 Итого 16 90 афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные). Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние». Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений. Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник». 480 Рабочая программа модуля «Бумажное конструирование» Бумага – самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд простые действия для ребенка достаточно сложны. Выполняя поделки из бумаги, дошкольники не только развивают свои художественные способности и творческую фантазию, но и расширяют кругозор, приобретают дополнительные знания, учатся моделированию и конструированию. Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в старшем дошкольном возрасте). Модуль «Бумажное конструирование» рассчитан на работу с рваной бумагой, мятой бумагой, используя различные техники: скручивания, складывания, резание бумаги. Дети, осваивая бумажную пластику, учатся создавать плоскостные, полуплоскостные изделия и объемные композиции. 1 – ый год обучения № Тема Кол-во Время Содержание периодов (мин.) 1. Вводное 1 25 Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие. 2. Диагностическое 1 25 Свободная техника 29 3. Полуплоскостные изделия 5 125 4. Объёмные композиции 5 125 5. Сувенирные открытки 6 150 18 450 № Итого 2 – ой год обучения Тема Вводное 1 30 Карнавальные маски 2 60 Фантазийные шляпы 5 150 Итоговое 2 60 Кол-во периодов Время (мин.) Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне. Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир». Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм. Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик». Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание) Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка». Содержание Выставка летних творческих работ. Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету. Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок. Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои». Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп. Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпааквариум». Проведение диагностики для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр творческих работ детей в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы. 30 Итого 10 300 Рабочая программа модуля «Композиция» Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент. Детям для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детских работах. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора-ребенка. В рамках данного модуля дети учатся чувствовать композицию. Детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении, созданном художником по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Не вызывает особых затруднений формирование элементарных понятий о форме листа бумаги, масштабе изображения. Под форматом ими понимается форма, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д. Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Однако в работах некоторых дошкольников можно встретить и воздушную перспективу. Модуль «Композиция» предполагает знакомство детей с такими понятиями, как линия горизонта, композиционный центр, линейная перспектива, воздушная цветоперспектива. Дошкольники должны усвоить выразительные возможности различных форматов, правила и приёмы решения композиции в этих форматах. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием контрастов. Характер темы определяет цветовое решение композиции. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа. 1 – ый год обучения № Тема Кол-во Время Содержание периодов (мин.) 1. Вводное 1 25 Выставка летних творческих работ. Правила техники безопасности в изостудии. Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). 2. Линия горизонта 3 75 Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей. 31 3. Композиционный центр 4 100 4. Ритм и движение 2 50 Итого 2 – ой год обучения 10 250 № Тема Кол-во периодов Время (мин.) 1. Вводное 1 30 2. Линейная перспектива 3 90 3. Воздушная цветоперспектива 3 90 4. Декоративная (витраж) композиция 3 90 Итого № 1. 10 Тема Вводное Кол-во периодов 1 300 Время (мин.) 30 Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц». Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника. Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка». Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции. Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки». Содержание Выставка летних творческих работ. Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с основными правилами перспективного изображения. Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта. Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль». Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета). Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера». Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура). Практическое занятие. Примерные задания: Роспись пластиковых бутылочек и тарелочек. Содержание Выставка летних творческих работ. Правила техники безопасности в 32 2. Линейная перспектива 3 90 3. Воздушная цветоперспектива 3 90 4. Декоративная (витраж) композиция 3 90 Итого 10 изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с основными правилами перспективного изображения. Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта. Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль». Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета). Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера». Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура). Практическое занятие. Примерные задания: Роспись пластиковых бутылочек и тарелочек. 300 33