ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «МУКОСОЛЬКА» Автор: Ряпосова Т.В. педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ № Название главы Стр. I Целевой раздел 3 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.2. Принципы и подходы к формированию программы 5 1.3. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста 6 2. Объем 7 3. Планируемы результаты 7 4. Содержание 8 II Организационно-педагогические условия 12 1. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом 12 возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 13 3. Материально-техническое обеспечение программы 14 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и 15 воспитания 5. Учебный план 6. Особенности 15 организации образовательной деятельности 16 дополнительной общеразвивающей программы «Мукосолька» Приложение 19 Оценочные материалы Рабочая программа модуля «Раскрашивание» 22 Рабочая программа «Лепка» 29 Инструменты и материалы для тестопластики Рецепт соленого тест Способы сушки 33 2 I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализации программы Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка: 1. Повышает сенсорную чувствительность; 2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику; 3. Синхронизирует работу обеих рук; 4. Формирует умение планировать работу, вносить изменения; 5. Развивает творчество ребенка. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной: • • • • Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег. Легко отмывается и не оставляет следов. Материал экологически безвредный, не аллергенный. Безопасно при попадании в рот. 3 • • • Не липнет к рукам при лепке. Можно сушить на воздухе. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие. Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития. Была разработана серия занятий по лепке из соленого теста. Каждое занятие по времени рассчитано на 20-30 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей педагог может отвести на эти занятия большее либо меньшее количество времени. Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Мукосолька» (далее ДОП «Мукосолька») для детей дошкольного возраста (3 – 5 лет) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г. № 273-ФЗ, в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, Уставом МБДОУ – детский сад № 406. ДОП «Мукосолька» реализуется не в рамках основной образовательной деятельности МБДОУ – детского сада № 406. Для реализации данной программы в детском саду оборудован физкультурный зал. В нем расположены: столы, стулья, мольберт, канцелярские товары. ДОП «Мукосолька» направлена на: • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками; • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Основная направленность программы: художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественное творчество». Цель программы: Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности. Задачи: Образовательные: • знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; • учить соблюдать правила техники безопасности; • учить стремится к поиску, самостоятельности; • учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов Развивающие: • развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, в поиске новых решений в создании композиций; 4 • • • развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения Воспитательные: • воспитывать ответственность при выполнении работ; • воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий; • воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой. Отличительная черта программы: Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт обучения детей лепки из солёного теста. Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы. Весь курс состоит из восемнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы. 1.2. Принципы и подходы к формированию программы ДОП «Мукосолька», а также организация на ее основе воспитательнообразовательного процесса базируется на следующих принципах: • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; • принцип развивающего характера художественного образования; • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; • принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; • принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений; 5 • • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). Программа кружка по тестопластике «Мукосолька» основана на интеграции художественно-речевой, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. Программа предназначена для работы с детьми 3-5 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала. • По задачам и содержанию психолого-педагогической работы • По средствам организации и оптимизации образовательного процесса 1.3. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека. В возрасте с 3 до 4 лет: дети уже накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересам к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Развитие познавательных способностей в этом возрасте предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия от других машинок по этим признакам. В возрасте с 4 до 5 лет: выделяют следующие направления развития познавательных способностей: установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями; знакомство с предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает; начало первых личных интересов (например, малыш начинает понимать, что ему нравится петь, лепить, рисовать и т.д.); начало формирования положительного отношения к окружающему миру. Развитие познавательного интереса у детей является актуальной проблемой педагогики, т.к. современная действительность требует воспитания у детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у наших малышей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Развитие интереса у детей к лепке с одной стороны позволяет развивать познавательную активность, с другой - их ручную умелость. У большого количества дошкольников отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение 6 функций руки. Они установили, что если движение пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту. Лепка является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. В процессе лепки ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. Именно лепка больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей. 2. Объем Организационные условия реализации программы. ДОП «Мукосолька» рассчитана на возрастную категорию детей от 3 до 5 лет. Занятия проводятся в группах по 8 – 10 человек, 2 раза в неделю по 15 – 20 минут в проветриваемом и хорошо освещенном зале. Срок реализации программы: 2 года. Организованная образовательная деятельность детей осуществляется в процессе вовлечения их в творческую деятельность. Педагог дозирует объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Объем образовательной нагрузки: • в младшей группе (4ый год жизни) продолжительность образовательной деятельности 15 минут; • в средней группе (5ый год жизни) продолжительность образовательной деятельности 20 минут; Общее количество часов программы в соответствии с учебным планом. 3. Планируемые результаты Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. К концу года занятий по данной Программе ребенок может: • знать принципы изготовлений изделий из соленого теста; • знать назначения инструментов и приспособления для лепки; • владеть правилами высушивания, декорирования, хранения изделий из соленого теста. • отделять от основной массы теста небольшие кусочки; • владеть основными приёмами лепки: отщипывание, скатывание, сплющивание, раскатывание, вдавливание, оттягивание, вытягивание, прищипывание, соеденение (промазывание и сглаживание деталей) оттиск, налеп, вырезание (формочкой, стекой); • последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы; • пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста; • соблюдать технику безопасности; • оценивать с эстетической точки зрения свою работу и работы своих товарищей; 7 • активно работать в коллективе. К концу второго года занятий по данной Программе ребенок может: • • • • • • • • • раскатывание круговыми и прямыми движениями; соединение в виде кольца; расплющивание; прищипывание краев формы; оттягивание отдельных частей от основной формы; лепка из нескольких частей; сглаживание поверхности формы; вдавливание для получения полой формы; использование стеки 4. Содержание Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, используется методика структурирования творческой деятельности. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными материалами (тесто, гуашь). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, стека, скалка и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. 8 Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Мукосолька); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка. Краски, кисточки, тесто во время занятий нередко превращаются в сказочных героев. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку (пальчиковую гимнастику). Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира - явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей. В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев, умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из кусочка теста рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. желание В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к творческой деятельности детей. 9 Содержание образовательной деятельности программы реализуется в следующих модулях. Модуль «Лепка» Основные приемы лепки пластилином: Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. Соединение. 10 Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Основные элементы: Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными. Лепка из пластилина – очень полезное занятие. Оно развивает творческие способности ребенка, хорошо развивает мелкую моторику. Постоянные занятия с пластилином укрепляют мышцы рук, вырабатывают аккуратность и усидчивость. Модуль «Раскрашивание» В настоящее время важной задачей в дошкольном образовании является развитие всесторонне развитой личности ребенка. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство это сделать невозможно, поэтому важно приобщать детей к художественному творчеству. Раскрашивание одно из любимых занятий у детей, которое вносит огромный вклад в развитие ребенка. Немного о пользе: приобретение первоначальных навыков изобразительного творчества, развивает воображение, творческое мышление, помогает расслабиться, запомнить цвета, формы, развивается концентрация внимания, координация мелкой моторики пальцев рук, эстетический вкус, аккуратность, усидчивость. Плюсы можно перечислять бесконечно. Роспись фигурок – очень полезное занятие для детей, потому что с помощью такого увлекательного и интересного развлечения, малыш учится быть более аккуратным и точным. Фигурки из соленого теста бывают разными по сложности и размерам, поэтому даже самый маленький кроха, может смело рисовать вместе с родителями. Расписывая фигурки из теста, дети не только развлекаются, но и готовят руку к овладению письмом, формируют свои навыки, координацию движений, мышечную память. Занимаясь постоянно росписью, дети учатся быть аккуратными, а их движения становятся более четкими. Кроме того, ребенок формирует свое воображение, работает с красками. Творческое воображение ребенка следует формировать с самого детства, чтобы он мог гармонично сочетать разные оттенки, ориентироваться в пространстве и иметь понятие об объемном мышлении. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся лепить и раскрашивать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в лепке. Дети изначально знакомятся с такими понятиями, как «колобок», «колбаска», форма, сплющивание. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка 11 облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. II. Организационно-педагогические условия 1. Формы, способы, методы и средства программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Для реализации программы используются несколько форм организации творческой деятельности детей дошкольного возраста: Вводное – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями. Ознакомительное – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). С натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы лепки, используя натуру. По памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Открытое – проводятся совместно с родителями (законными представителями) воспитанников. Комбинированное – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое – подводит итоги работы творческой студии за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Методы и приемы обучения: 1. Словесные (беседа, рассказ, объяснение, вопросы). 2.Наглядные (рассматривание наглядных пособий – картин, рисунков, скульптурных изделий, показ выполнения работы – частичный или полностью) 3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение). 2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу педагога. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и педагогам. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. 12 Формы работы с семьями воспитанников: - открытые учебные занятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, уровень взаимопонимания беседа; - конкурсы, праздники проводятся с целью вовлечения взрослых в жизнь ребёнка. Родители привлекаются как участники и организаторы мероприятий. Участие родителей особо важно для ребёнка, ведь это даёт ребёнку осознание важности происходящего, позволяет создать для него наиболее комфортную и уютную эмоциональную атмосферу. - мастер-классы для родителей совместно с воспитанниками. Мастер-класс организуется педагогом с участием детей. Направления работы: приобщение детей к духовным и культурным традициям, формирование их нравственных и ценностных ориентиров, развитие детской фантазии, воображения и творчества, организация совместного досуга с детьми, подготовка детей к школьному обучению. 3. Материально-техническое обеспечение программы Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Бублики для куклы Тани», фантазийная игра «Покорми курочку зернышками», «Лепка колобка для бабушки и дедушки», «Поиграем в снежки со снеговиками» и др.). Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, так как в студии занимаются дети с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей. Дети дошкольного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать. Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Оживление предметов», «Скульптор и тесто», «Найди в природе яркие и блёклые цвета». При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 3-5 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Дидактические материалы: таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий – используются на каждом 13 занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Составлен специальный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы. Успешная реализация программы и достижения занимающихся детей во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (гипсовые фигуры, изделия народных промыслов). Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения: ноутбук, проектор, проекционный экран. 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Образовательные Методические пособия. Учебно-наглядные материалы модули (направления развития) Для групп детей дошкольного возраста Лепка 1. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, 2008г.; 2. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2010 г.; 3. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2012 г Интернет-ресурсы: 1. https://infourok.ru 2. www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnoe-tes dlja-detei-2-mladshei-grupy.html 3. www.detsadclub.ru 4. doshkolnik.ru/solenoe-testo.html Раскрашивание 1. В.С. Мухина. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. - М., 2000г. 2. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративноприкладное искусство в жизни человека». - М., «Просвещение», 2000г. 3. Алексеева В.В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. 4. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. 5. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. 6. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. 5. Учебный план Модули Учебный план 4-й год жизни 5-й год жизни 14 Лепка Раскрашивание Итого Месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Итого Кол-во часов в год (кол-во периодов/ минуты) Кол-во часов в год (кол-во периодов/ минуты) Итого за четыре года обучения 36/540 36/540 72/1080 36/720 36/720 72/1440 72/1260 72/1260 144/2520 Календарный учебный график Младшая неделя ОД по ДОП П (кол-во/ мин) 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 П 2 3/45 3 3/45 4 3/45 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 П 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 5 2/30 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 П 1 2/30 2 2/30 3 2/30 4 2/30 1080 Средняя ОД по ДОП (кол-во/ мин) 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 3/60 3/60 3/60 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 2/40 1440 П П П П 15 П – праздник ОД по ДОП – образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе 6. Особенности организации образовательной деятельности дополнительной общеразвивающей программы «Мукосолька» Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, который осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие 16 образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Приложение Оценочный материал Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 17 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 3-5 лет; в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. В начале каждого учебного года проводится педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка через индивидуальную беседу по специально разработанным вопросам. Такое же тестирование проводится в середине и в конце учебного года. Это позволяет определить, насколько дети усваивают пройденный материал и получают необходимые знания и навыки. При этом применяются следующие формы: выставки, конкурсы, викторины, творческие задания, открытые занятия, творческие проекты, индивидуальные беседы. После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых выставках, открытых мероприятиях, участие в смотрах и конкурсах детского сада, района, города. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программ, а также сплачивают детский коллектив. Планируемые результаты (3-4 лет) Входе реализации программы создаются условия для развития познавательного интереса у детей. Реализуются потребности ребенка в творчестве. Осуществляется последовательное развитие самых разных умений, навыков и качеств ребенка, необходимых для проявления творчества. Формируются первоначальные исполнительские навыки в области изобразительного искусства. Планируемые результаты (4-5 лет) Развиваются навыки предметной, сюжетной, декоративной лепки. Дети знакомы с базовыми понятиями цветоведения (основные виды цвета, дополнительные); Дети осваивают основные приемы лепки: скатывание прямыми движениями, скатывание круговыми движениями, расплющивание, соединение в виде кольца, защипывание края формы; лепка из нескольких частей, соблюдение пропорций, прижимание, примазывание, оттягивание частей от основной формы. Приобретаются первоначальные навыки работы гуашью; Приобретаются навыки в работе над пространственной композицией, ведение работы от частного к общему, от общего к частному. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: 1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); 2) через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. 18 Программой предусматриваются тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям. Способы проверки знаний, умений и навыков детей: Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей, оценки выполнения ими различных заданий. Цель диагностики; выявление уровня речевого и психомоторного развития ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия) Метод диагностики: наблюдение за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Объект педагогической диагностики (мониторинга) Индивидуальные достижения детей Формы и методы педагогической диагностики Наблюдение Периодичность проведения педагогической диагностики 2 раза в год Сроки проведения педагогической диагностики октябрь, май Мониторинг «Владение навыками изобразительной деятельности» Фамилия, имя ребенка Изобразительные навыки Показатели Самостоятельность, творческая активность Начало года Начало года Конец года Конец года Поведенческие проявления, взаимодействие в коллективе. Начало Конец года года Изобразительные навыки: 3 балла: - легко усваивает новые техники, владеет навыками работы с тестом, природными и бросовыми материалами; 2 балла – испытывает затруднения при работе с тестом, природными и бросовыми материалами; 1 балл – выполняет поделки однотипно, материал использует неосознанно. 13 Поведенческие проявления, взаимодействие в коллективе: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, проявляет интерес ко всему новому; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена или занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, не заинтересован в конечном результате. Самостоятельность, творческая активность: 3 балла – выполняет задание самостоятельно, использует в работе различные материалы, в случае необходимости обращается с вопросами, оригинален в изображении и выполнении задания; 2 балла – требуется значительная помощь, с вопросами обращается редко, стремится к оригинальности при выполнении заданий и наиболее полному раскрытию замысла; 19 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами не обращается, к полному раскрытию замысла не стремится 20 Рабочая программа модуля «Раскрашивание» Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Цель рабочей программы модуля «Раскрашивание» – научить детей видеть цвет, то есть развить навыки цветового восприятия и научить средствами художественного выражения, красками, передавать на изобразительной форме различные образные качества и свойства цветовых отношений. Задачи: − Развивать восприятие многообразных качеств цвета; − Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры; − Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке; − Учить «входить в образ»; − Воспитывать умение работать в коллективе. Занятия раскрашиванием с дошкольниками включают несколько типов заданий. 1. Образовательные (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности): • учить детей правильно закрашивать поверхность, не допуская пробелов, правильно держать кисточку, снимать остаток краски о край баночки; • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности. 2. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы): • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; • развитие колористического видения; • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; • развивать моторику кончиков пальцев рук; • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место); • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). 3. Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе): • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, старание; • воспитание аккуратности. Мы живем в большом цветном мире. Нас окружает огромное количество цветов и их сочетаний. Однако, как правило, в повседневной практике используется не более 12 цветов. Зато наш язык дает множество способов назвать цвет, используя понятия "темно -...", "светло -...", "ярко -...", "интенсивно -...", "насыщенно -..." и их противоположности: "бледно -...", "слабо -..." и т. д. А сколько цветов получится, если сочетать их друг с другом?! "Сине-голубой", "желто-розовый" и т. п. Или даже прибавляя совсем "не цветные" слова: "небесно-голубой", "песочно-желтый", "утренней зари", "вечернего заката"! Важно стимулировать интерес ребенка к поиску названия для каждого из вновь обретенных цветов. Чтобы цвета лучше запоминались, необходимо использовать ассоциативные свойства нашей памяти, в основе которых, к примеру, знакомые ребенку ощущения по прикосновениям к поверхностям. Так, цвет может быть бархатистый, шершавый, пупырчатый, густой, жидкий, скользкий, вязкий, рассыпчатый и т. д. Есть цвета, напоминающие вкусовые ощущения: шоколадный, ореховый, лимонный, кокосовый, медовый, карамельный. Для названия цвета и его запоминания подойдут ассоциации с настроением и переживаниями ребенка, например: ласковый, добрый, веселый, таинственный, мрачный, праздничный. С названиями цветов можно поиграть и внести сразу несколько эпитетов, например: кисло-лимонно-пупырчатый, ласковая малина с золотом, грустный цвет протухшего банана и даже цвет хрустящего малосольного огурчика. Младшая группа (3-4 года) Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с кистью во время раскрашиванияф. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами фигурки игрушек, вылепленные детьми (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к раскрашиванию предметов разной 22 формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Средняя группа (4-5 лет) Продолжать формировать у детей умение раскрашивать отдельные предметы и создавать сюжетные композици (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в раскрашивании, разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать кисть. Учить детей закрашивать фигурки кистью, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. 3 – 4 года № Тема Кол-во периодов 1. Вводное 2 Время (мин.) 30 2. Краски и их свойства 4 60 Содержание Основные формы работы. Знакомство педагога с детьми. Техника безопасности в творческой студии. Организация рабочего места. Знакомство с творческими материалами и оборудованием. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. 23 3. Волшебная Кисточка превращения красок и 5 4. Красочная палитра цветов 5 75 5. Серо-чёрный мир красок 5 75 6. Красочное настроение 5 75 75 Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики». Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радугадуга», «Праздничный букет», «Салют». Знакомство с богатой красочной палитрой. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман». Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес». 24 7. Декоративные узоры 5 75 8. Орнамент 5 75 Итого 36 540 Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки». Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки». 4 – 5 лет № Тема Кол-во периодов 1. Вводное 2 Время (мин.) 40 2. Свойства красок 4 80 3. Волшебная Кисточка превращения красок и 4 80 Содержание Основные формы работы. Знакомство педагога с детьми. Техника безопасности в творческой студии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. 25 4. Праздник тёплых холодных цветов и 4 80 5. Серо-чёрный мир красок 4 80 6. Красочное настроение 4 80 7. Стилизация 4 80 Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радугадуга», «Праздничный букет», «Салют». Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман». Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес». Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 4-5 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони». 26 8. Декоративные узоры 5 100 9. Орнамент 5 100 Итого 36 720 Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка». Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». 27 Рабочая программа модуля «Лепка» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Цель рабочей программы модуля «Лепка» – раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации. В основном этапе программы подбираются приемы и методические подходы в зависимости от возраста и поставленных задач. Задачи: ✓ познакомить с тестопластикой, как видом лепки. ✓ создать условия для возможности использования различных приемов работы с тестом, знакомить с особенностями используемого материала. ✓ способом изготовления фигур из простых форм (шар, овал, конус). 3 – 4 года № Тема 1. Вводное Кол-во периодов 1 2. Материалы и инструменты 2 Время (мин.) Содержание 15 Знакомство с художественными материалами и оборудованием. История развития тестопластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста. Организация рабочего места. 30 Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста. 28 Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании. Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки. Лепка различных видов цветов, листьев, фигурок людей, животных. Создание рельефа. Способы лепки 4 Лепка на плоскости. 4 Особенности сушки и раскрашивания. Лепка объемных фигурок на 4 каркасе и без каркаса. 60 60 6. Основные цветоведения 4 60 7. 8. История матрешки История возникновения и изготовления игрушек и изделий народных промыслов Использование природных материалов в работе с соленым тестом. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста. Самостоятельное изготовление сюжетных работ. Выполнение коллективных работ. Итоговое занятие. 4 2 60 30 4 60 Изготовление изделий с использованием шишек, желудей, крылаток клена, ракушек и т.п. 2 30 Использование бутылочек от йогурта, пластиковых бутылок, крышек, зубочисток, трубочек для коктейля и т.п. 2 30 Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей. 2 30 1 15 Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции. Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ. Итого 36 540 3. 4. 5. 9. 10. 11. 12. 13. 60 Основные приемы лепки фруктов, овощей, грибов. Приемы создания плетеных изделий, имитация плетения. Особенности поэтапного изготовления изделий. Способы сушки. Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Изготовление матрешки. История возникновения и изготовления игрушек и изделий народных промыслов. Изготовление работ по мотивам народных сказок. 29 4 – 5 лет № 1. Вводное Кол-во периодов 1 2. Материалы и инструменты 2 40 3. 4. Способы лепки 3 Лепка на плоскости. 2 Особенности сушки и раскрашивания. Лепка объемных фигурок на 3 каркасе и без каркаса. 60 40 Основные цветоведения 2 40 История матрешки История возникновения и изготовления игрушек и изделий народных промыслов 9. Использование природных материалов в работе с соленым тестом. 10. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста. 3 3 60 60 2 40 Изготовление изделий с использованием шишек, желудей, крылаток клена, ракушек и т.п. 3 60 Использование бутылочек от йогурта, пластиковых бутылок, крышек, зубочисток, трубочек для коктейля и т.п. 5. 6. 7. 8. Тема Время (мин.) 20 60 Содержание Знакомство с художественными материалами и оборудованием. История развития тестопластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста. Организация рабочего места. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании. Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки. Лепка различных видов цветов, листьев, фигурок людей, животных. Создание рельефа. Основные приемы лепки фруктов, овощей, грибов. Приемы создания плетеных изделий, имитация плетения. Особенности поэтапного изготовления изделий. Способы сушки. Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Изготовление матрешки. История возникновения и изготовления игрушек и изделий народных промыслов. Изготовление работ по мотивам народных сказок. 30 11. Самостоятельное изготовление сюжетных работ. 12. Выполнение коллективных работ. 13. Итоговое занятие. Итого 2 40 Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей. 2 40 1 20 Определение темы работы. Изготовление элементов Оформление законченной композиции. Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ. 36 720 работы. Инструменты и материалы для тестопластики Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки, чашечка с мукой ,доска для раскатывания теста, различные штампики. Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Способы сушки Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке. 31