Программа развития_2026-2031г.г..pdf

ОГЛАВЛЕНИЕ
№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
2.
3.
3.1
3.2
4.
5.
6.
7.
8.

НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ
Паспорт Программы развития
Образовательное учреждение
Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные
документы)
Ответственные за разработку и реализацию Программы развития
Общие затраты и источники финансирования реализации Программы
Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения
Целевые группы
Последствия не решения проблемы
Последствия решения проблемы
Цель
Задачи
Ожидаемые результаты реализации Программы развития
Целевые показатели
Организация контроля реализации Программы развития и информационной
открытости
Краткая информационная справка о МБДОУ
Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ
и его потенциальных возможностей развития
Краткие итоги реализации Программы развития 2022-2024гг.
Характеристика текущего состояния МБДОУ и анализ
Концепция Программы развития
Стратегия и тактика реализации Программы развития
Показатели эффективности Программы развития
Финансовое обеспечение Программы развития
Заключение

Стр.
3
3
3
4
4
4
4
4
5
5
5
5
6
6
7
8
8
11
12
12
15
18
23

2

1.1. Образовательное
учреждение

1.2. Основания для
разработки
Программы
развития

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 406 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга
Место нахождение МБДОУ:
620042, г. Екатеринбург, ул. Избирателей, д.11; ул. Стахановская, 53 а
Заведующий МБДОУ- детский сад № 406
Мухутдинова Юлия Евгеньевна
+7(343) 320-40-73, e-mail: mdou406@eduekb.ru
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17 июня
2019 год);
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Указ Президента РФ от 07 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по
ее реализации»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017
№1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»;
6. Письмо Министерства просвещения России от 21.11.2024 № 03-1664
О внедрении программы просветительской деятельности для
родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций;
7.. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с
Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утвержденным
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
8.Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019
№ 920-ПП «Об утверждении Государственной программы
Свердловской области «Развитие системы образования и реализация
молодежной политики в Свердловской области» (с изменениями на 25
апреля 2024 года);
9.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 N 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
10.Постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2016
№ 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации
Стратегии социально-экономического развития Свердловской области
на 2016 – 2030 годы» (с изменениями на 28 марта 2024 года);
11. Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019
№ 588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 N 162-Д «Об утверждении

3

1.3. Ответственные
за разработку и
реализацию
Программы
развития

Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
13. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 17.07.2023
№ 1822 «О внесении изменений в Постановление Администрации
города Екатеринбурга от 28.10.2022 № 3360 «Об утверждении
Муниципальной программы «Развитие системы образования и создание
условий для организации отдыха и оздоровления детей в
муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2023 – 2027
годы»;
14. Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6
«О Стратегическом плане развития Екатеринбурга»;
15. Стратегическая инициатива «Образование – основа развития, залог
успеха» до 2036 года.
Заведующий МБДОУ, заместитель заведующего, рабочая группа по
разработке Программы развития

1.4. Общие затраты и Источник финансирования реализации Программы развития:
источники
финансирования
Источник финансирования
Сумма, руб.
реализации
Бюджетные средства, в том числе
Программы
федеральный бюджет
0
развития
региональный бюджет
0
муниципальный бюджет
180 000
Внебюджетные средства
315 000
Итого
495 000
1.5. Ключевые
проблемы,
требующие
рассмотрения и
перспективного
решения

В ходе изучения нормативных правовых документов, Указов и
постановлений
Президента
Российской
Федерации
по
стратегическому развитию, приоритетных проектов (в том числе на
уровне региона, муниципалитета) в сфере образования, анализа
деятельности МБДОУ на основе сравнения ее фактического состояния
с состоянием необходимым, выявлены следующие проблемы:
1) формировать систему ценностей дошкольников через приобщение к
историческому и культурному наследию малой Родины и страны ;
2) необходимость профессионального развития педагогических кадров
в применении современных образовательных технологий для духовнонравственного и патриотического воспитания дошкольников;
3) недостаточная вовлеченность родителей (законных представителей) и
социальных партнеров в реализацию образовательных программ, в том
числе направленных на духовно-нравственное и патриотическое
воспитание.

1.6. Целевые группы

Воспитанники, родители (законные представители), педагоги МБДОУ,
социальные партнеры.

1.7. Последствия не
решения проблемы

для МБДОУ – снижение конкурентоспособности и имиджа
учреждения среди родителей (законных представителей) и общества;
для воспитанников – отсутствие должного внимания к духовнонравственному и патриотическому воспитанию способствует
формированию низкого интереса к истории, традициям и культуре
4

1.8. Последствия
решения проблемы

1.9. Цель

1.10. Задачи

1.11. Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
развития

своей большой и малой Родины;
для педагогов – низкий уровень профессиональных компетенций в
области применения современных образовательных технологий;
для родителей (законных представителей) – снижение
удовлетворенности качеством образования, уменьшение их
вовлеченности в образовательный процесс и совместные проекты по
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
для социальных партнеров – отсутствие профессионально
подготовленных кадров и инновационных подходов снижает имидж
детского сада для сотрудничества и получения поддержки.
для МБДОУ – совершенствование образовательной среды, в том числе
по направлению духовно-нравственного и патриотического
воспитания;
для воспитанников – развитие интереса и любви к истории,
традициям
и
культуре
родного
края
и
страны;
для педагогов – повышение профессиональной компетентности и
освоение современных образовательных технологий для достижения
высоких результатов в том числе в области духовно-нравственного
воспитания;
для родителей (законных представителей) – повышение
удовлетворённости качеством предоставляемых услуг;
для социальных партнеров – заинтересованность социального
окружения в сотрудничестве с детским садом.
Совершенствование условий для разностороннего развития ребенка
дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей,
исторических, национально-культурных традиций посредством
применения современных педагогических технологий.
1.Внедрить в образовательный процесс проект «Маленькие патриоты»,
ориентированный на духовно-нравственное и патриотическое
воспитание детей. Обновить РППС детского сада путём создания 4
мини-музеев и 5 специализированных центров развития,
способствующих развитию интереса к культуре, истории и ценностям.
2.Повысить профессиональные компетенции педагогов в вопросах
эффективного использования современных педагогических технологий,
включая музейную педагогику и проектную деятельность, направленных
на духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.
3.Вовлечь родителей (законных представителей) в проектную
деятельность с целью формирования у взрослых и детей единой системы
духовно-нравственных, семейных и социокультурных ценностей.
1. Созданы условия для всестороннего духовно-нравственного и
патриотического воспитания дошкольников, основанные на
культурно-исторических ценностях.
2. Внедрен в образовательный процесс проект «Маленькие патриоты».
3. Педагогический
коллектив
применяет
современные
образовательные технологии (проектная технология, музейная
педагогика, технология критического мышления), способствующие
эффективному
духовно-нравственному
и
патриотическому
воспитанию.
4. 100% педагогических работников прошли курсы повышения
квалификации по применению современных образовательных
технологий, в том числе по направлению духовно-нравственного и
патриотического воспитания.
5. Не менее 70 % от общего числа родителей (законных
5

представителей) вовлечены в проектную деятельность детского сада
по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию через
совместное творчество, проекты и мероприятия детей, родителей,
педагогов и социальных партнеров.
6. Налажены механизмы развития социального партнерства с
учреждениями науки и культуры Орджоникидзевского района, города
Екатеринбурга с целью реализации совместных проектов,
направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание
дошкольников.
7. Организовано сотрудничество с новыми социальными партнёрами,
не менее 3 в рамках реализации программы (детская библиотека № 35,
Екатеринбургский музейный центр «Гамаюн», исторический
мультимедийный парк «Россия – моя история»).
1.12. Целевые
- доля дошкольников, демонстрирующих знание основ русской
показатели
культуры и традиционных семейных ценностей, (составит не менее
75%
от
общего
числа).
- доля педагогических работников, прошедших курсы повышения
квалификации по духовно-нравственному и патриотическому
направлению, составит 100%.
- доля педагогических работников с высшей квалификационной
категорией (до 53% от общей численности педагогов МБДОУ).
- доля проведенных мероприятий (экскурсий, мастер-классов),
связанных с ознакомлением детей с историей и культурой родного
края,
увеличится
на
70%.
- доля вовлечения родителей в совместные мероприятия по духовнонравственному и патриотическому воспитанию вместе с ребёнком
увеличится
с
35%
до
70%.
- уровень сформированности чувства гордости и любви к родному
краю у детей оценят положительно минимум 80% опрошенных
родителей.
- удовлетворённость родителей (законных представителей) качеством
духовно-нравственного воспитания в детском саду установится на
уровне 85% и выше.
- увеличение количества проведенных совместных мероприятий с
социальными партнерами.
1.13. Организация 1. Контроль осуществляется на каждом этапе реализации Программы
развития, предусмотрено постоянное коллегиальное обсуждение
контроля
результатов и информационное сопровождение реализации Программы
реализации
развития, в том числе с использованием ресурса сайта дошкольного
Программы
учреждения. Результаты контроля представляются путем размещения
развития и
отчета
на
сайте
дошкольного
учреждения
информационной 2. публичного
http://406.tvoysadik.ru.
открытости

6

2. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Название МБДОУ (по Уставу)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад № 406
Тип
дошкольное образовательное учреждение
Организационно-правовая
муниципальное бюджетное учреждение
форма
01 января 1965
Год основания
Местонахождение
620042, Россия, г. Екатеринбург, ул. Избирателей, д.11,
ул. Стахановская, 53 а
Заведующий МБДОУ
Мухутдинова Юлия Евгеньевна
Телефон
тел. (343) 320-41-42
Адрес сайта
http://406.tvoysadik.ru
Электронный адрес
mdou406@eduekb.ru
Режим работы
5 дней в неделю (пн.-пт.), с 7.30 ч до 18.00 ч.
Комплектование групп,
10 групп общеразвивающей направленности,
численность воспитанников
226 воспитанников
Организационно-правовое обеспечение деятельности МБДОУ
Документы
Реквизиты документов
Устав Муниципального
Утвержден распоряжением Департамента образования
бюджетного дошкольного
Администрации города Екатеринбурга № 2284/46/36 от
образовательного учреждения
29 ноября 2024 года
детский сад № 406
Перечень лицензий
на право ведения образовательной деятельности с указанием реквизитов
Лицензия на осуществление
№ 14105 от 24.02.2011г.
образовательной деятельности
серия 66 № 002153 приказ 778-ли от 07.06.2017г.
Приложение №1 к лицензии на
осуществление
образовательной деятельности
Юридический и фактический
адрес: 620042, Россия,
г. Екатеринбург,
ул. Избирателей, 11;
ул. Стахановская, 53а

от 24.02.2011 № 14105
серия 66П01 № 0014517
2 отдельно стоящих здания, назначение: нежилое. Общая
площадь – 2204,2 кв.м. Этажность – 2.

7

3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ
И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
3.1. Краткие итоги реализации Программы развития 2022-2024 гг.
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детский сад № 406 реализовывалась в период с 2022 г. по 2024 г., была направлена на повышение
качества дошкольного образования посредством использования интерактивных, дистанционных,
цифровых технологий и обновления развивающей предметно-пространственной среды.
В рамках реализации Программы развития решали следующие задачи:
1) Совершенствовать управленческую систему дошкольной организации путем создания мобильного
навигатора управления персоналом (Проект 1 «В ногу со временем»)
2) Создать условия для развития профессионального и личностного роста педагогов посредством
реализации Проекта 2 «Профессиональное самоопределение» и использования интерактивных
технологии (облачный сервис Дидактический портфель педагога).
3) Создать единый образовательный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(веб-сайт (блог) «Всегда на связи! С нами легко!» для организации методической, консультативной
помощи родителям детей дошкольного возраста, используя дистанционные технологии (Проект 3 «В
детский сад с пеленок»).
4) Создать условия для внедрения цифровых технологий, включая нейротехнологии, образовательную
робототехнику и программирование для формирования навыков цифровой культуры и ранней
профориентации детей дошкольного возраста через организацию работы «Детской мастерской цифровых
технологий» (Проект 4 «Детская мастерская цифровых технологий»)
5) Обновить развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую инновационную
деятельность дошкольной организации в рамках сетевых пилотных площадок: «От Фребеля до робота»;
«Обновление содержания дошкольного образования» в образовательных организациях муниципального
образования «город Екатеринбург». «Дорогою добра»; «Детская нейропсихология» и международного
проекта по внедрению цифровых технологий «Нейрончик».
Мониторинг хода и результатов реализации Программы развития проводился в соответствии с
основными направлениями Программы развития по обозначенным показателям эффективности,
которые имели текущее и целевое значение. Анализ показателей эффективности и достижение
планируемых конечных результатов позволяет сделать вывод о реализации мероприятий Программы
развития в полном объеме:
Управленческая система МБДОУ оптимизирована путем использования информационнокоммуникационных технологий. Реализован проект «В ногу со временем». В рамках данного проекта
создан мобильный навигатор управления персоналом, что обеспечивает организацию согласованной
деятельности всех ступеней административного управления МБДОУ. Таким образом, используя
принцип делегирования ответственности и централизации контроля, в МБДОУ обеспечено
действенное общение членов коллектива по горизонтали и вертикали.
Реализован проект «Профессиональное самоопределение», который позволил повысить
уровень профессионального мастерства и личностного роста педагогов за счет использования
облачного сервиса Дидактический портфель педагога (далее – Дидактический портфель).
Дидактический портфель обеспечивает активное взаимодействие педагогов и обмен опытом (папка
«Картотеки», «Дидактика по программе «Дорогою добра», «Сценарии»), взаимоконтроль (папка
«Открытые занятия», «Анкеты»), саморефлексию (папка «Электронное портфолио», «Диагностика»)
в онлайн режиме. Наличие данного ресурса также способствует созданию благоприятных условий
для развития молодых педагогических кадров. Доля молодых педагогических кадров до 35 лет в
МБДОУ составляла 40% от общего количества педагогов.
Выросла доля педагогов, участвующих в инновационной деятельности в МБДОУ. В работе
сетевой инновационной площадки «НИИ Дошкольного Образования «Воспитатели России» по теме:
«Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От
Фрёбеля до робота» приняли участие 2 педагога (13% от общего количества педагогов). Деятельность
пилотной площадки по теме: «Обновление содержания дошкольного образования» в
образовательных организациях муниципального образования «город Екатеринбург» организовали 10
8

педагогов (67% от общего числа педагогов). С мая 2023 года в рамках сетевой инновационной
площадки АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Технология
эффективной социализации» реализацию инновационной деятельности в МБДОУ осуществляют 12
педагогов (80% от общего числа педагогов). Используя анкетный инструментарий для опроса
педагогического коллектива образовательных организаций (Матюшкина М.Д. «Оценка
инновационного потенциала образовательного учреждения»), в 4 квартале 2023 года был проведен
мониторинг профессиональной деятельности педагогов МБДОУ, который показал, что уровень
инновационного потенциала МБДОУ выше среднего. С 2022 года 53% педагогов приняли участие в
профессиональных конкурсах, из которых 33% получили призовые места (лауреат с отличием очного
всероссийского творческого профессионального конкурса педагогов дошкольных образовательных
организаций для определения победителей и лауреатов Премии «Байкальская Нерпа» (2022 год),
призер дистанционного конкурса методических разработок среди педагогов города Екатеринбурга
(2023 год).
Выявлена следующая проблема: с 2024 года педагогический коллектив частично обновился
(3 педагога - декретный отпуск, 3 - увольнение), что привело к снижению доли педагогических
работников, имеющих КК. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость создания условий
для непрерывного самообразования педагогических работников, повышение их квалификации.
Существует потребность в дальнейшем развитии профессиональной компетенции педагогов,
учитывая профессиональные дефициты каждого педагога. Необходимо реализовывать курсовую
подготовку, в том числе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Содержание образовательной программы дошкольного образования МБДОУ обновлено за
счет внедрения современных технологий эффективной социализации «Клубный час», «Ежедневный
рефлексивный круг», «Ситуации месяца», «Дети- волонтеры», «Социальные акции», «Проблемная
педагогическая ситуация», «Спортивный час», «Мастерские» Н.П. Гришаевой; технологий
творческо-конструкторской деятельности «АС-технологии», «Дары Фребеля: от инженера до
робота».
Реализован образовательный проект «Детская мастерская цифровых технологий», целью
которого является формирование навыков цифровой культуры и ранней профориентации детей
дошкольного возраста. В рамках Сетевой инновационной площадки АНО ДПО "НИИ дошкольного
образования "Воспитатели России" по теме: "Вовлечение родителей в организацию детской
исследовательской деятельности» и данного проекта в образовательную деятельность были внедрены
цифровые технологии, нейротехнологии, образовательная робототехника и программирование. Доля
детей, принявших участие в реализации проекта «Детская мастерская цифровых технологий»
составила – в 2021-2022 учебном году – 33%, в 2022-2023 учебном году – 67%, в 2023-2024 учебном
году – 80%.
Сформированы любознательность, увлеченность, развиты конструкторские и творческие
умения у детей, которые проявились в их активном участии в проектной деятельности МБДОУ и
конкурсах различного уровня. В 2022 году 28 % детей приняли участие в конкурсах и фестивалях
различного уровня, в 2023 году – 66%, в 2024 году – 68%. Стали победителями Городской игрывикторины «Эколенок» (2022год), Регионального чемпионата по конструированию и
программированию «Технодетство» (2022 год), Городского конкурса «Безопасное поведение» (2022
год), Городского конкурса игровых коллективов для дошкольников «Юные затейники» (2022 год),
Городского конкурса-праздника «Путешествие по сказкам советских писателей: С.Я. Маршака и К.И.
Чуковского» (2023 год), Фестиваля детского изобретательства и городского конкурса «Новогодний
архипелаг творчества» (2024 год).
В ходе реализации направления по обеспечению условий для совершенствования
образовательной деятельности были выявлены следующие проблемы: духовные ценности в семьях
воспитанников отодвинуты на второй план научно-техническим прогрессом. У воспитанников
стираются представления о патриотизме, доброте, великодушии, а также возникают вопросы
относительно социальных и нравственных ориентиров. В семьях воспитанников не осознают
важность этих знаний.
Проблема патриотического воспитания и становления гражданского самосознания
воспитанников является сегодня одной из актуальных целей и задач государства и общества, что нашло
9

отражение в целом ряде указов президента и постановлений Правительства Российской Федерации.
Обновлена и дополнена материально-техническая база МБДОУ наборами для творческого
конструирования: ресурсный набор «Нейротрек» (5 шт.), «Роботрек Малыш Проект» (5 шт.),
робототехнический набор Роботрек «Малыш 1» (8 шт.), «Малыш 2» (5 шт.), Игровой набор «Дары
Фребеля» (2 шт.), Набор Полидрон Магнитный "Супер" (2 шт.), LEGO Education «Первые
механизмы» (2 шт.), радиоуправляемыми и электронно-блочными конструкторами «Знаток» (10 шт.).
Существенно обновлены детские центры активности в группах наборами детской игровой мебели,
спортивным оборудованием, игровыми наборами для сюжетных и развивающих игр. В группе
создана среда-приглашение «Здравствуй, я пришел», «Экраны настроения», «Правила группы», среда
фиксации детских достижений «Звезда недели», «Наши достижения», персональные выставки
воспитанников. Обеспеченность комплектами учебно-методической литературы для педагогов
реализована на 100%.
В рамках реализации проекта «В детский сад с пеленок» организована методическая и
консультативная помощь родителям детей дошкольного возраста, используя дистанционные
технологии. Создан единый образовательный ресурс (канал) «Всегда на связи! С нами легко!»,
который обеспечивает эффективное информирование и консультирование родителей воспитанников,
которые планируют посещать наш детский сад. При оформлении документов в МБДОУ и на Дне
открытых дверей родителям предоставляется возможность стать участниками цикла мероприятий в
рамках вариативной формы «Baby-парк: городская прогулка». В 2022 году участие приняло – 35
семей, в 2023 году приняло участие – 42 семьи. Мероприятия для родителей организуются как на
территории детского сада, так и дистанционно с использованием образовательного ресурса «Всегда
на связи! С нами легко!». В 2022-2023 году было реализовано 7 мероприятий онлайн и 2 офлайн. В
2023-2024 году было реализовано 8 мероприятий онлайн и 2 офлайн.
Выявлена следующая проблема: анализ работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) показал, как положительные результаты, так и недостатки: недостаточная
мотивация родителей воспитанников к активному взаимодействию и сотрудничеству в условиях
реализации образовательной программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Доля удовлетворенности родителей качеством образования по результатам независимой оценки
качества образования составила по всем критериям в баллах: открытость и доступность информации
об организации – 100 баллов, комфортность условий предоставления услуг – 100 баллов, доступность
услуг для инвалидов – 71 балл, доброжелательность, вежливость работников организации – 100
баллов. В целом, по образовательной организации удовлетворенность качеством условий
осуществления образовательной деятельности 93,90 баллов.
В детском саду заключены соглашения о сотрудничестве с АНО ДПО "Национальный
исследовательский институт Всероссийской общественной организации содействия развитию
профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», «МБУК «Библиотечный
центр «Екатеринбург». Несмотря на наличие соглашений о совместной деятельности с социальными
партнерами, не в полном объеме используются возможности сотрудничества, нет системной работы
во взаимодействии с социальными партнерами, взаимодействие состоит в разовых мероприятиях. Для
удовлетворения существующих потребностей детского сада необходим поиск новых социальных
партнеров для реализации совместных проектов и использования ресурсов друг друга для повышения
качества образования.
Вывод: анализ деятельности детского сада показал, что по всем показателям достигнуты
запланированные результаты, специфика педагогического коллектива позволяет планировать и
реализовывать инновационные изменения в детском саду. Проведённый анализ реализации
программы позволил выявить сильные стороны работы педагогического коллектива
(благоприятный психологический климат, для воспитанников созданы необходимые условия,
которые обеспечивают всестороннее развития по основным направлениям, свидетельством этого
является наличие призовых мест воспитанников в конкурсах; детский сад имеет положительную
репутацию в социуме) и слабые стороны, которые заключаются в том, что научно-технический
прогресс оттеснил духовные ценности на задний план в семьях воспитанников, что привело к
ослаблению значимости духовных ценностей, что способствует размыванию понятий патриотизма,
доброты и великодушия, а также вызывает сомнения в социальных и нравственных ориентирах.
10

Родители (законные представители) зачастую недооценивают важность передачи этих знаний
детям. Исходя из этого сформулированы цель и задачи для дальнейшего развития дошкольного
образовательного учреждения. Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания,
становления гражданского самосознания воспитанников является сегодня одной из актуальных
целей и задач государства и общества.
3.2. Характеристика текущего состояния МБДОУ и анализ.
МБДОУ- детский сад № 406 расположен в жилом микрорайоне, находится в двух отдельно
стоящих зданиях, построенных по типовому проекту, здание по адресу ул. Стахановская, д. 53а
функционирует после реконструкции с 2015 г. На территории микрорайона, вблизи от детского сада
расположены МАОУ лицей № 100, МАОУ СОШ № 80, МДОО № 203, № 411, № 235. Рядом находится
летний парк «Уралмаш» с зонами отдыха для разных социальных групп: родителей с маленькими
детьми, любителей спорта.
Здание по адресу ул. Избирателей, д. 11 рассчитано по проекту на 6 групп, по адресу, ул.
Стахановская, д. 53а – на 4 группы, 226 детей.
Количество и соотношение возрастных групп детей в МБДОУ определяется Учредителем.
Группы формируются по разновозрастному принципу.
Кадровое обеспечение реализации Программы развития
- заведующий
1
- заместитель заведующего
1
- педагоги
12
-специалисты (педагог-психолог, музыкальный руководитель,
3
инструктор по физической культуре)
Квалификация педагогических работников:
Первая квалификационная категория
10
Высшая квалификационная категория
2
Нет квалификационной категории
3
МБДОУ реализует образовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО. Период определяется
сроком поступления и завершения ребенком дошкольного образования в МБДОУ.
Анализ степени удовлетворенности родителями качеством образовательного процесса
показывает, что:
- 85% родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг;
- 80% удовлетворены взаимодействием между родителями и воспитателями;
- только 30 % владеют информацией о целях и задачах учреждения, однако отмечено, что 65 %
родителей знают, какие образовательные программы реализуются в МБДОУ;
- 82 % удовлетворены степенью информированности о своем ребенке, о работе группы, о
МБДОУ в целом.
Информационная открытость МБДОУ дает родителям (законным представителям)
возможность знакомиться с деятельностью дошкольной образовательной организации, которая
освещается в средствах массовой информации, на официальных сайтах, днях открытых дверей.
Проводится анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.

11

4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Основой концепции Программы развития является осуществление комплекса мероприятий,
направленных на повышение:
 качество образования воспитанников;
 профессиональной компетентности педагогов;
 удовлетворенности родителей (законных представителей).
Основным результатом должно стать успешное взаимодействие с социумом, в процессе которого
дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности
ребенка. Перспективное развитие направлено на объедение усилий всех заинтересованных субъектов
образовательных отношений и социальных партнеров для достижения цели Программы развития,
формирования единого образовательного пространства, обеспечивающего совместный успех в
развитии каждого воспитанника.
Обновление материально-технической, учебно-методической базы и создание современной
образовательной среды обеспечит высокое качество и доступность дошкольного образования.
Данный процесс становится неотъемлемой частью современной образовательной организации.
Внедрение и реализация современных образовательных технологий, в том числе по музейной
педагогике создаст условия для образования детей дошкольного возраста.
Исходя из выше изложенного, определена цель дальнейшего развития МБДОУ и поставлены
задачи на 2026-2031 годы.
Цель: Совершенствование условий для разностороннего развития ребенка дошкольного возраста
на основе духовно-нравственных ценностей, исторических, национально-культурных традиций
посредством применения современных педагогических технологий.
Задачи:
1.Внедрить в образовательный процесс проект «Маленькие патриоты», ориентированный на
духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей. Обновить РППС детского сада путём
создания 4 мини-музеев и 5 специализированных центров развития, способствующих развитию
интереса к культуре, истории и ценностям.
2.Повысить профессиональные компетенции педагогов в вопросах эффективного использования
современных педагогических технологий, включая музейную педагогику и проектную
деятельность, направленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
3.Вовлечь родителей (законных представителей) в проектную деятельность с целью
формирования у взрослых и детей единой системы духовно-нравственных, семейных и
социокультурных ценностей.
Цель и задачи реализации Программы задают качество образовательных результатов
воспитанников
МБДОУ
и
деятельности
педагогических
работников,
обоснованы
образовательными потребностями социального окружения и возможностями образовательной
организации. Ценность Программы развития МБДОУ направлена на сохранение позитивных
достижений детского сада, развитие профессиональной компетенции педагогов, внедрение
современных образовательных технологий, в том числе по духовно-нравственному и
патриотическому воспитанию.
5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений (проектов),
ориентированных на развитие Учреждения.
Основные направления (проекты) деятельности МБДОУ в период реализации Программы
развития:
1. Целевой проект «Маленькие патриоты», позволяет обеспечить историческую
преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к
социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений.
12

Реализуя идею проекта, мы выстраиваем образовательное пространство, в котором каждый
ребенок сможет реализовать себя. Образовательная среда будет не только обучающей, но и
воспитывающей: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие интереса к
русским традициям, обычаям, промыслам. Формирование чувства уважения к другим народам, их
традициям; формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на
основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание чувств патриотизма,
уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к
воинам Российской Армии.
Цель проекта – совершенствование образовательного пространства в ДОУ обеспечивающего
развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Цель реализуется через решение следующих задач:
- создать условия для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные;
- сформировать представления о себе, чувстве принадлежности к своей семье, представлений о малой
родине и об Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках;
- создание условий для позитивной социализации воспитанников;
- сформировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Механизмы реализации Проекта:
1. Приобретение учебно-методического комплекта (комплект тематических (настольнопечатных) игр к программе «Я люблю Россию!» Н.В.Нищева, Ю.А.Кириллова.
2. Приобретение стендов наглядной информации для детей и родителей (законных
представителей) по направлению духовно-нравственного развития и патриотического воспитания.
3. Приобретение материала для оформления прогулочных веранд настенными панелями по
направлению духовно-нравственного развития и патриотического воспитания.
4. Пополнение учебно-методических, дидактических, практических, наглядных, игровых
материалов по социально – коммуникативному направлению.
5. Создание мини-музеев патриотической направленности («Бабушкин сундук», «Куколки из
сундучка», «Русская изба»).
6. Создание игровых центров («Моя семья», «Мой город», «Россия – родина моя», «Русские
сувениры», «Золотые руки народные»).
7. Создание книжных уголков в группах (Художественная литература по тематике и возрасту в
каждой группе).
2. Целевой проект «Ступени мастерства», направленный на повышение профессиональной
компетентности педагогов решает вторую задачу Программы развития.
Цель проекта – создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов,
обеспечивающие повышение компетентности в применении современных образовательных
технологий, в том числе по направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Задачи проекта:
- организовать прохождение курсов повышения квалификации по внедрению современных
образовательных технологий (проектная деятельность, музейная педагогика, технология
критического мышления);
- обеспечить открытость образовательной деятельности для педагогического сообщества;
- включить разнообразные формы, методы, технологии работы с дошкольниками по духовнонравственному воспитанию дошкольников (музейная педагогика, проектная деятельность,
технологии критического мышления, квест-игры).
Механизмы реализации Проекта:
1. Участие педагогических работников дошкольной организации в конкурсах профессионального
мастерства.
2. Прохождение курсов повышения квалификации по внедрению современных образовательных
технологий, в том числе по направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания,

13

организованных образовательными учреждениями Орджоникидзевского района и города
Екатеринбурга, а также образовательными Интернет-ресурсами.
3. Создание информационного банка педагогических находок «Маленькие патриоты»,
эффективных дидактических методов и образовательных технологий в работе по духовнонравственному и патриотическому воспитанию.
4. Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников:
самообразования и использования современных технологий для обеспечения реализации различных
проектов и участия в конкурсном движении, в том числе по духовно-нравственному и
патриотическому направлению.
5. Организация методического сопровождения педагогов, участвующих в профессиональных
конкурсах и представляющих свой педагогический опыт.
6. Создание на официальном сайте МБДОУ – детский сад № 406, в сообществе «ВКонтакте»
раздела «Маленькие патриоты» для педагогов с целью популяризации направления.
3. Целевой проект «Традиции в семье – мост в будущее», вовлечение родительского
сообщества, социальных партнеров в процесс духовно-нравственного и патриотического
воспитания дошкольников.
Цель проекта – повышение активности родителей (законных представителей) воспитанников и
социальных партнеров в информированном участии в образовательной деятельности МБДОУ, в том
числе по духовно-нравственному и патриотическому направлению.
Задачи проекта:
- обеспечить взаимодействие с родителями (законными представителями) и социальными
партнерами через официальный сайт ДОУ;
- повысить уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) реализуемой
образовательной деятельностью посредством оптимизации взаимодействия;
- создать на официальном сайте МБДОУ раздел «Маленькие патриоты», ориентированный на
духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Механизмы реализации Проекта:
1. Взаимодействие и сотрудничество родителей (законных представителей) воспитанников в
условиях социального партнерства и реализации образовательных программ и проектов по духовнонравственному и патриотическому направлению.
2. Создание условий для поддержки культурных практик и детско-родительского творчества не
только в детском саду, но и дома посредством реализации проекта «Маленькие патриоты».
3. Разработка методических рекомендаций по формированию игровой воспитывающей среды в
образовательном пространстве учреждения направленных на духовно – нравственное развитие и
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
4. Организация методического сопровождения по реализации программ духовно-нравственного
и патриотического воспитания.
5. Установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса
через реализацию мероприятий: родительские собрания, дни открытых дверей, реализация
совместных проектов.
6. Организация участия в конкурсном движении по духовно – нравственному развитию и
патриотическому воспитанию.

14

6. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование контрольного
показателя

Единица
измерения

Текущее
значение
показателя

Плановое значение показателя 2026-2031г.г.
2026

2027

2028

2029

2030

Задача 1. Внедрить в образовательный процесс проект «Маленькие патриоты», ориентированный на духовно-нравственное и
патриотическое воспитание детей. Обновить РППС детского сада путём создания 4 мини-музеев и 5 специализированных центров развития,
способствующих развитию интереса к культуре, истории и ценностям.
Приобретение
учебно-методического
единица
1
2
3
4
5
6
комплекта
(комплект
тематических
(настольно-печатных) игр к программе «Я
люблю Россию!»
Доля прогулочных веранд, оснащенных
процент
настенными панелями по направлению
30
50
80
90
100
20
духовно-нравственного
развития
и
патриотического воспитания.
Доля оформленных стендов наглядной
процент
информации для детей и родителей
20
40
60
80
100
10
(законных
представителей)
по
направлению
духовно-нравственного
развития и патриотического воспитания.
Количество групп имеющих мини-музеев
единиц
патриотической
направленности
20
35
50
65
80
10
(«Бабушкин сундук», «Куколки из
сундучка», «Русская изба»).
Задача 2. Повысить профессиональные компетенции педагогов в вопросах эффективного использования современных педагогических
технологий, включая музейную педагогику и проектную деятельность, направленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Доля педагогов, принимающих участие в
процент
20
30
40
50
60
70
конкурсах профессионального мастерства,
представляющих
опыт
работы
на
педагогических конференциях

15

Доля
педагогических
работников,
повысивших свой профессиональный
уровень,
владеющих
современными
образовательными
технологиями
и
методиками, в том числе по духовнонравственному
и
патриотическому
направлению, эффективно применяющих
их в практической профессиональной
деятельности.
Увеличение доли педагогов, имеющих
высшую квалификационную категорию

процент

20

40

50

60

80

100

13

26

33

40

46

53

процент

Доля
педагогических
работников
процент
дошкольной организации, прошедших
обучение по программам повышения
20
40
50
60
80
100
квалификации, в том числе по духовнонравственному
и
патриотическому
воспитанию.
Задача 3. Вовлечь родителей (законных представителей) в проектную деятельность с целью формирования у взрослых и детей единой
системы духовно-нравственных, семейных и социокультурных ценностей.
Доля
родителей
(законных
представителей),
удовлетворенных
процент
85
90
90
95
98
98
качеством предоставляемых услуг.
Доля участников образовательных
отношений (родителей,
педагогов),
проявляющих активность в проектной
деятельности и конкурсном движении, в
том числе по духовно-нравственному и
патриотическому
воспитанию
дошкольников.
Совершенствование
механизмов
взаимодействия с семьей и другими
социальными партнерами: разработка
программы взаимодействия с семьей и
социальными партнерами; создание и

процент
30

40

50

60

60

60

30

40

50

60

60

60

процент

16

совершенствование
системы
информирования семей о жизни группы
и детского сада; заключение договоров о
сотрудничестве (в рамках реализации
программы (детская библиотека № 35,
Екатеринбургский
музейный
центр
«Гамаюн исторический мультимедийный
парк «Россия – моя история»), разработка
планов работы.

17

7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Источник
1. Бюджетные средства
2. Внебюджетные средства

Действия
Субсидии на выполнение муниципального задания (учебные расходы)
Финансирование мероприятий за счет дохода от оказания платных образовательных услуг
План финансирования реализации программы развития

Наименование мероприятия

Ответственные Источники
за выполнение финансирования
задачи
реализацию
мероприятий

Затраты на реализацию задач и
мероприятий, руб.

2026

2027

2028

2029

Итоговые
затраты,
руб.
2030

Задача 1. Внедрить в образовательный процесс проект «Маленькие патриоты», ориентированный на духовно-нравственное и патриотическое
воспитание детей. Обновить РППС детского сада путём создания 4 мини-музеев и 5 специализированных центров развития, способствующих
развитию интереса к культуре, истории и ценностям.
Приобретение
учебнозаведующий
Учебные
10 000,00
10 000,00
10 000,00
10 000,00 5 000,00 45 000,00
методического комплекта (комплект
МБДОУ
средства
тематических (настольно-печатных)
игр к программе «Я люблю
Россию!»
Приобретение стендов наглядной
заведующий
Учебные
5 000,00
10 000,00
10 000,00
10 000,00 10 000,00 45 000,00
информации для детей и родителей
МБДОУ
средства
(законных
представителей)
по
направлению
духовнонравственного
развития
и
патриотического воспитания.
Создание
мини-музеев
заведующий
*
патриотической
направленности
МБДОУ
(«Бабушкин сундук», «Куколки из
сундучка», «Русская изба»).

18

Приобретение
материала
для
оформления прогулочных веранд
настенными
панелями
по
направлению
духовнонравственного
развития
и
патриотического воспитания.

заведующий
МБДОУ

Внебюджетные
средства

15 000,00

15 000,00

15 000,00

15 000,00 15 000,00 75 000,00

Создание книжных уголков в
заведующий
Учебные
10 000,00
10 000,00
10 000,00
10 000,00 10 000,00 50 000,00
группах
(художественная
МБДОУ
средства
литература по тематике и возрасту
в каждой группе).
Создание игровых центров ((«Моя
заведующий
*
семья», «Мой город», «Россия –
МБДОУ
родина моя», «Русские сувениры»,
«Золотые руки народные»).
Задача 2. Повысить профессиональные компетенции педагогов в вопросах эффективного использования современных педагогических
технологий, включая музейную педагогику и проектную деятельность, направленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Участие
педагогических
заведующий
Внебюджетные
5 000,00
15 000,00
15 000,00
10 000,00 10 000,00 55 000,00
работников
дошкольной
МБДОУ
средства
организации
в
конкурсах
профессионального мастерства.
Прохождение курсов повышения
заведующий
Внебюджетные
5 000,00
10 000,00
5 000,00
5 000,00 5 000,00 35 000,00
квалификации
по
внедрению
МБДОУ
средства
современных
образовательных
технологий, в том числе по
направлению
духовнонравственного и патриотического
воспитания,
организованных
образовательными
учреждениями
Орджоникидзевского
района
и
города Екатеринбурга, а также
образовательными
Интернетресурсами.

19

Создание информационного банка
педагогических находок «Маленькие
патриоты»,
эффективных
дидактических
методов
и
образовательных технологий в работе
по
духовно-нравственному
и
патриотическому воспитанию.
Создание условий для повышения
профессионализма педагогических
работников: самообразования и
использования
современных
технологий
для
обеспечения
реализации различных проектов и
участия в конкурсном движении, в
том
числе
по
духовнонравственному и патриотическому
направлению
Организация
методического
сопровождения
педагогов,
участвующих в профессиональных
конкурсах и представляющих свой
педагогический опыт.
Создание на официальном сайте
МБДОУ – детский сад № 406, в
сообществе «ВКонтакте» раздела
«Маленькие
патриоты»
для
педагогов с целью популяризации
направления.

заведующий
МБДОУ

*

-

-

-

-

-

-

заведующий
МБДОУ

*

-

-

-

-

-

-

заведующий
МБДОУ

*

-

-

-

-

-

-

заведующий
МБДОУ

*

-

-

-

-

-

-

Задача 3. Вовлечь родителей (законных представителей) в проектную деятельность с целью формирования у взрослых и детей единой системы
духовно-нравственных, семейных и социокультурных ценностей.

20

Взаимодействие и сотрудничество
родителей
(законных
представителей) воспитанников в
условиях социального партнерства
и реализации образовательных
программ и проектов по духовнонравственному и патриотическому
направлению.
Разработка
методических
рекомендаций по формированию
игровой воспитывающей среды в
образовательном
пространстве
учреждения
направленных
на
духовно – нравственное развитие и
патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста.
Создание условий для поддержки
культурных практик и детскородительского творчества не только
в детском саду, но и дома
посредством реализации проекта
«Маленькие патриоты».
Установление
партнерских
отношений
между
всеми
участниками
образовательного
процесса
через
реализацию
мероприятий:
родительские
собрания,
мастер-классы,
дни
открытых
дверей,
реализация
совместных проектов.
Организация участия в конкурсном
движении
по
духовно
–
нравственному
развитию
и
патриотическому воспитанию.

заведующий
МБДОУ

*

-

-

-

-

-

-

заведующий
МБДОУ

*

-

-

-

-

-

-

10 000,00

10 000,00

10 000,00

-

-

-

-

5 000,00

5 000,00

5 000,00

5 000,00

заведующий
МБДОУ

заведующий
МБДОУ

заведующий
МБДОУ

Внебюджетные
средства

*

Внебюджетные
средства

10 000,00 10 000,00 50 000,00

-

-

5 000,00 25 000,00

21

Заключение
договоров
о
совместной деятельности с вновь
привлеченными
социальными
партнерами в рамках реализации
программы (детская библиотека №
35, Екатеринбургский музейный
центр «Гамаюн», исторический
мультимедийный парк «Россия –
моя история»)

заведующий
МБДОУ

*

-

-

-

-

-

-

* В счет текущего финансирования

22

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность реализации Программы развития МБДОУ зависит при наличии условий:
- квалифицированных кадров, находящихся в непрерывном развитии и самосовершенствовании, имеющих стабильную мотивацию к
внедрению в образовательный процесс инновационных технологий;
- обновленной материально-технической базы, соответствующей требованиям
ФГОС ДО;
- устойчивой заинтересованности родителей воспитанников в активном участии в образовательном процессе;
- стабильного финансирования Программы
Механизм реализации программы предусматривает использование внутренних и внешних ресурсов:
1. Финансирование программы за счет бюджетных и внебюджетных средств.
2. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие, устойчивое сохранение позитивного имиджа детского сада.
3. Создание кадровых, нормативно-правовых, научно-методических условий, позволяющих реализовать Программу в полном объеме и в
намеченные сроки за счет: приведения в соответствие с требованиями нормативно-правовой и научно-методической базы; дальнейшего
развития системы стимулирования в детском саду; системы повышения квалификации педагогов; реализация и увеличение спектра
дополнительных образовательных услуг.
Администрация МБДОУ совместно с Педагогическим советом в ходе выполнения Программы развития:
- осуществляют координацию деятельности участников Программы развития по эффективной реализации ее мероприятий,
обеспечивающих достижение показателей Программы развития, а также анализ использования финансовых средств;
- обеспечивают координацию работы с муниципальными органами и учреждениями на договорной основе;
- разрабатывают в пределах своих полномочий локальные акты, необходимые для выполнения Программы развития.
Администрация МБДОУ в ходе реализации Программы развития:
- осуществляет ведение отчетности;
- подготавливает ежегодно предложения по уточнению мероприятий Программы развития на очередной учебный год, уточняет затраты по
мероприятиям Программы, а также механизм ее реализации;
- использует информационные технологии с целью управления реализацией Программы развития и контроля хода выполнения ее
мероприятий, гласности и прозрачности деятельности МБДОУ;
- размещает на официальном сайте МБДОУ информацию о ходе и результатах реализации Программы развития;
- разрабатывает перспективный план реализации Программы развития;
- выявляет технические и организационные проблемы, возможные риски в ходе реализации Программы развития и разрабатывает
предложения по их решению.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Обработка персональных данных

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».