06.04.2020
Составление описательных рассказов
по пейзажным картинам
Связная речь. Формирование умения правильно определять,
чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и писателем в
литературном произведении, и передавать его в своих высказываниях
Словарь. Упражнять детей в подборе определений и сравнений,
синонимов и антонимов
Звуковая культура речи. Учить детей составлять предложения и произносить их
с различной интонационной окраской, передавать голосом радость и огорчение
Репродукция картины И. Левитана
«Весна. Большая вода»
Ход занятия
Демонстрация
картины И. Левитана «Весна. Большая вода»
Взрослый: Много лет назад в нашей стране жил замечательный
художник Исаак Левитан. Он любил свой край и писал картины, на которых
изображал родную природу: стройные березки, реку, небо над ними. Его картины
любят и знают не только на родине, но и в других странах.
Рассмотри
картину и подумай, что художник хотел
рассказать нам про свою весну?
Весна теплая, солнечная, веселая. Вода затопила
небольшой лес.
Взрослый: Что ему казалось интересным, красивым?
Березы как
будто тянутся к солнцу, просыпаются
после зимы.
Взрослый: Почему Левитан так назвал свою картину - «Весна.
Большая вода»?
Потому что солнечно как весной, снег растаял и воды стало
очень много
Взрослый: А теперь, послушай отрывок из рассказа Ивана
Соколова-Микитова «Лесные картинки»:
«Радостна,
шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями ручейки. Смолкой
пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро,
скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями
голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища,
загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками
покроются лесные полянки».
Взрослый: О какой весне говорится в этом рассказе?
Живая, резвая, веселая, шумная
Взрослый: Какими словами автор называет весну? Какие описания
ты запомнил(а)?
Радостная, шумная, звонкая.
Взрослый: Автор говорил про весну. Какая она? Придумай
определения слову весна…(ранняя,
шумная, теплая). А потом придумай
определения к слову лес. Какой он?
(тихий, пробуждающийся, молодой). Подумай, где можно употребить эти слова – в
рассказе или сказке?
В сказке, потому что и весна, и лес как будто
оживают.
Взрослый: Как можно сказать о ручейке?
Он быстрый, звенящий, резвый, непослушный
Взрослый: С чем его
можно сравнить?
Взрослый: Послушай
сказку: «Жили-были два братца-ветра: один-старший брат – Северный ветер, другой
– Южный. Как же они были не похожи друг на друга! Как подует Северный ветер –
сразу становится холодно и морозно…»
Какими словами еще словами можно сказать про этот ветер? Подбери слова, близкие
по смыслу.
Ледяной, морозный, колючий
Взрослый: «… А второй брат – Южный ветер- был совсем другим..»
К слову холодный подбери слова, противоположные по
смыслу. Каким был Южный ветер?
Теплый, ласковый, нежный
Взрослый: Постарайся сказать о весне так, чтобы всем было
понятно, что тебя это радует, что ты увидел(а) что-то красивое, интересное,
обрадовался (-ась) чему-то.
Весна пришла! Травка зеленеет!
Взрослый: Но и весной нас что-то может огорчить. Придумай
предложение и произнеси его так, чтобы было ясно, что ты чем-то недоволен (а) и
огорчен(а)
Дождь некстати… Ой, цветы залило!