Развитие речи

06.04.2020

Составление описательных рассказов по пейзажным картинам

Связная речь. Формирование умения правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и писателем в литературном произведении, и передавать его в своих высказываниях

Словарь. Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов

Звуковая культура речи. Учить детей составлять предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавать голосом радость и огорчение

Репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода»

Ход занятия

Демонстрация картины И. Левитана «Весна. Большая вода»

Взрослый: Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил свой край и писал картины, на которых изображал родную природу: стройные березки, реку, небо над ними. Его картины любят и знают не только на родине, но и в других странах.

Рассмотри  картину и подумай, что художник хотел рассказать нам про свою весну?

Весна теплая, солнечная, веселая. Вода затопила небольшой  лес.

Взрослый: Что ему казалось интересным, красивым?

Березы как будто тянутся к солнцу, просыпаются  после зимы.

Взрослый: Почему Левитан так назвал свою картину - «Весна. Большая вода»?

Потому что солнечно как весной, снег растаял и воды стало очень много

Взрослый: А теперь, послушай отрывок из рассказа Ивана Соколова-Микитова «Лесные картинки»:

«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.

Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки».

Взрослый: О какой весне говорится в этом рассказе?Хочу такой сайт

Живая, резвая, веселая, шумная

Взрослый: Какими словами автор называет весну? Какие описания ты запомнил(а)?

Радостная, шумная, звонкая.

Взрослый: Автор говорил про весну. Какая она? Придумай определения слову весна…(ранняя, шумная, теплая). А потом придумай определения к слову лес. Какой он? (тихий, пробуждающийся, молодой). Подумай, где можно употребить эти слова – в рассказе или сказке?

В сказке, потому что и весна, и лес как будто оживают.

Взрослый: Как можно сказать о ручейке?

Он быстрый, звенящий, резвый, непослушный

Взрослый:  С чем его можно сравнить?

С ветром

Взрослый:  Послушай сказку: «Жили-были два братца-ветра: один-старший брат – Северный ветер, другой – Южный. Как же они были не похожи друг на друга! Как подует Северный ветер – сразу становится  холодно и морозно…» Какими словами еще словами можно сказать про этот ветер? Подбери слова, близкие по смыслу.

Ледяной, морозный, колючий

Взрослый: «… А второй брат – Южный ветер- был совсем другим..» К слову  холодный подбери слова, противоположные по смыслу. Каким был Южный ветер?

Теплый, ласковый, нежный

Взрослый: Постарайся сказать о весне так, чтобы всем было понятно, что тебя это радует, что ты увидел(а) что-то красивое, интересное, обрадовался (-ась) чему-то.

Весна пришла! Травка зеленеет!

Взрослый: Но и весной нас что-то может огорчить. Придумай предложение и произнеси его так, чтобы было ясно, что ты чем-то недоволен (а) и огорчен(а)

Дождь некстати… Ой, цветы залило!

Наверх

Обработка персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».