Чтение художественной литературы и фольклора

08.04.2020

Малые фольклорные формы

Задачи:  Поддерживать у детей к образным выражениям, развивать их понимание; углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству

Атрибуты к инсценировке песен: игрушка зайца, куклы

Ход занятия

Взрослый: Сколько веселых и забавных песенок, потешек сочинил русский народ! Давным-давно простые русские люди, не умевшие ни читать ни писать, сочиняли песни и сказки. Но их песни, сказки, пословицы, загадки не были забыты: они бережно передавались от родителей к детям. Послушай первую песенку.

 

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.

 

Ехал Ваня, поспешал,

С ворона коня упал.

Он упал, упал, лежит,

Никто к Ване не бежит.

 

Таня с Маней увидали –

Прямо к Ване подбегали,

Прямо к Ване подбегали,

Да за обе руки брали.

 

Они брали, поднимали,

На коня его сажали.

В путь-дорогу провожали:

 

- Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам.

 

Взрослый: А теперь, послушай вторую песню, она будет про зайчика. Попробуем ее разыграть с помощью игрушек.

 

- Заинька, где ты был - побывал?

Серенький, где ты был - побывал?

- Был, был, парень мой,

Был, был, милый мой:

В огороде, в ельничке,

В сарае, в сенничке.

 

- Заинька, не видал ли кого?

Серенький, не видал ли кого?

 

- Видел, видел, парень мой,

Видел, видел, милый мой:

Три девицы хороши,

Красавицы пригожи.

 

- Заинька, не звали ль тебя,Хочу такой сайт

Серенький, не звали ль тебя?

- Звали, звали, парень мой,

Звали, звали, милый мой.

 

- Заинька, встречали ль тебя?

Серенький, встречали ль тебя?

 

- Встречали, встречали, парень мой,

Встречали, встречали, милый мой:

Катюша из сеней,

А Мавруша из дверей,

А Дуня удала

В горенку провела.

 

- Заинька, угощали ль тебя?

Серенький, угощали ль тебя?

 

- Угощали, угощали, парень мой,

Угощали, угощали, милый мой:

Катюша-то блинами, А Мавруша пирогами,

А Дуня удала каши с маслицем дала.

 

- Заинька, дарили ль тебя,

Серенький, дарили ль тебя?

 

- Дарили, дарили, парень мой,

Дарили, дарили, милый мой:

Катюша-то платком, а Мавруша колпаком,

А Дуня удала перчаточки дала.

 

- Заинька, провожали ль тебя?

Серенький, провожали ль тебя?

 

- Провожали, провожали, парень мой,

Провожали, провожали, милый мой:

Катюша из сеней, а Мавруша из дверей,

А Дуня удала за ворота провела. Вот.

Взрослый:  В нашем языке есть много слов, которые обозначают разные предметы, части тела… (стол, нос), действия…(клади, заруби, принеси). Но есть такие слова, которые, если их соединить, будут обозначать совсем другое (например, зарубить на носу  - запомнить). А вот еще такие слова: дать сдачи. Как ты понимаешь это выражение? Как сказать по- другому? (Давать волю рукам)

Взрослый: Чтобы понять верно пословицу, нужно осмыслить, о чем она говорит. Есть такая пословица: Слово сказать  узлом завязать. Она совсем не означает, что надо взять слово и завязать его в узелок. Эта пословица говорит нам о другом – раз обещал, нужно выполнить, сдержать  свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда, чтобы не забыть что-то, завязывали на платке узелок.

В одних пословицах ругают ленивых и смеются над ними. Вспомните такие половицы. (Ленивому и лениться лень; Лениться да гулять – добра не видать.)

Другие пословицы учат трудиться: Кто хочет, тот все сможет сделать; Кто хочет-может. Когда так говорят? Придумай короткие истории, когда так можно сказать.(Ребенок придумывает две-три истории)

Взрослый: А в поговорке говорится о том, какой человек или как он работает. По поговорке сразу поймешь, о ком идет речь, например: В ус не дует и ухом не ведет. О ком так говорят? Как про такого человека можно еще сказать?

Взрослый: Изо дня в день; спустя рукава – что это значит? Как человек работает? Как сказать об этом по-другому?  (Дети размышляют)

Взрослый: Какая пословица тебе понравилась больше всего? Попытайся сделать к ней рисунок

 
Наверх

Обработка персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».