Развитие речи

08.04.2020

Звуки    Ш  и   Щ

 

Программное содержание:

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов ЧАША и РОЩА.

2. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

3. Учить детей дифференцировать согласные звуки.

4. Учить детей читать слова с изученными звуками.

                                                                       Ход  занятия

1.     Характеристика звука -Ш-

Спросите Какой это звук? Ребенок вспоминает, что это согласный звук, твердый, не имеет мягкой пары, глухой.

Предложите ребенку написать букву  -Ш-

2.     Определение наиболее часто повторяющегося звука

Попросите определить, какой звук чаще других повторяется в скороговорке:

            Два щенка, щека к щеке,

            Щиплют щетку в уголке.

                                   (С. Михалков)

Ребенок ответит, что в скороговорке чаще слышится звук  -Щ-

3.     Характеристика звука -Щ-

Попросите ребенка дать характеристику звуку  -Щ-

(согласный, мягкий, не имеет твердой пары, глухой)

Предложите ребенку написать букву  -Щ-

4.     Сравнение звуков  -Ш-  и  -Щ-

Один твердый, другой мягкий. Буква -Ш-  отличается от буквы  --Щ-  «хвостиком».

 

А сейчас давайте поиграем! (На закрепление звуков)

 

Поиграйте с ребенком «Кто назовет больше слов со звуком  -Ш-»

«Кто назовет больше слов со звуком  -Щ-»

За каждый правильный ответ берете фишку, конфетку и т.д.

Можно усложнить игру: Кто больше назовет слов, где звук встречается в начале слова, в середине, в конце.

5.     Звуко-буквенный анализ слов   ЧАША   и   ЧАЩА.

Начертите табличку для первого слова

       
 

Предложите ребенку выделить каждый звук в слове  -Ч-А-Ш-А-, дать качественную характеристику звуку и обозначить его буквой ,(т.е. записать в соответствующей клеточке).

Далее точно также разбираем второе слово  -Ч-А-Щ-А-

По завершении работы спросите ребенка, что интересного и необычного он заметил? Он должен ответить, что эти слова отличаются только одним звуком и одной буквой.

 

Предлагаем вам разучить ЧИСТОГОВОРКИ со звуками -Ш-  и  -Щ-

Хороши у бабушки

Пышки и оладушки.                                        В шалаше шуршали мышки,

Шелушили мышки шишки.

В летнем душе две лягушкиХочу такой сайт

Лягушатам моют ушки.                                  Сшил мишутка шубки мышкам,

Чтоб не зябли мышки слишком.

На опушке две букашки

Поиграть решили в шашки.

Крошечные шашечки

Тащат две букашечки.                                     Эй, мышата, не шумите

И под шкафом не шуршите.

Паша наш пример решает,

А шуршание мешает.

Кот шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы!

 

ЧИСТОГОВОРКИ СО ЗВУКОМ  -Щ-

 

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.                                                     Волки рыщут, пищу ищут.

Вот тебе щи, а нас не ищи!

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Мама, нас ты не ищи,

щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.                                                        Два щенка щека к щеке

щиплют щетку в уголке.

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,

Все три щетки мне нужны.                                                              Мой руки чище и чаще!

 

 

6.     Чтение слов со звуками  -Ш-  и  -Щ-

Возьмите любую детскую книжку для чтения и Предложите ребенку найти и прочитать  в ней слова с данными звуками.

 

 

Поддерживайте у ребенка интерес к чтению с помощью несложных игр, в которые он всегда будет с удовольствием играть вместе с вами !

 
Наверх

Обработка персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».