13.04.2020
Звуки Щ
и Ч
Программное содержание:
1.
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов ПЛАЩ и МЯЧИК
2. Развивать
фонематический слух и фонематическое восприятие.
3. Учить
детей дифференцировать согласные звуки.
4. Учить
детей читать слова с изученными звуками.
Ход
занятия
1. Характеристика звука -Щ- (повторение)
Спросите Какой это звук?
Ребенок вспоминает, что это согласный
звук, мягкий,
не имеет твердой пары, глухой.
Предложите ребенку написать букву -Щ-
2. Определение наиболее часто повторяющегося звука
Попросите определить, какой звук чаще
других повторяется :
Плавниками трепеща,
И зубаста , и тоща,
Пищи все себе ища,
Ходит Щука вкруг Леща.
(В.Орлова)
Ребенок ответит, что в скороговорке
чаще слышится звук -Щ-
3.
Характеристика звука -Ч-
Попросите ребенка дать
характеристику звуку -Ч-
(согласный, мягкий, не имеет твердой пары, глухой)
Предложите ребенку написать букву -Ч-
4.
Определение наиболее часто повторяющегося
звука
Попросите определить, какой звук чаще других повторяется в скороговорке:
Моем, моем трубочиста,
Чисто, чисто, чисто,
чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!
(К. Чуковский)
Ребенок ответит, что чаще других слышится звук -Ч-
5.
Сравнение звуков -Щ-
и -Ч-
Оба звука мягкие, у них нет твердой пары, оба звука глухие.
(вспомнить каким
значком мы обозначаем Глухие звуки).
6.
Дифференциация звуков и букв. (Игра на
закрепление звуков)
А сейчас давайте поиграем!
Напишите на двух карточках буквы -Щ-
и -Ч- Предложите их ребенку .
ЧЕТКО диктуйте ребенку слова:
Черепаха, чижик, щавель, щенок, чашка, чемодан, чайник, плащ, чудеса,
щегол,
часики, щетка, черника, щепка, чебурашка, щука, лещ, кабачок, человек.
Ребенок должен поднимать карточку с
той буквой, которая слышится.
7.
Звуко-буквенный анализ слов ПЛАЩ и МЯЧИК
Начертите табличку для первого слова
|
|
|
|
Предложите ребенку выделить
каждый звук в слове -П-Л-А-Щ-, дать
качественную характеристику
звуку (какой звук? -согласный, глухой
и т .д.), затем
обозначить его буквой ,(т.е. записать Нужную
букву в соответствующей клеточке).
Далее точно также
разбираем второе слово -М-Я-Ч-И-К-
(чертим таблицу из
пяти клеточек так как в слове -мячик- пять букв. Проводим
звуковой анализ слова)
Взрослому ОЧЕНЬ ВАЖНО ЧЕТКО произносить слово МЯЧИК.
Предлагаем вспомнить ЧИСТОГОВОРКИ
со звуком -Щ-
Если
Ребенок уже учится читать, то
предложите ему прочесть эти чистоговорки самому!
ЧИСТОГОВОРКИ СО ЗВУКОМ -Щ-
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука. Волки
рыщут, пищу ищут.
Вот тебе щи, а нас не ищи!
Мой руки чище, мой руки чаще!
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи. Два
щенка щека к щеке
щиплют щетку в уголке.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
ЧИСТОГОВОРКИ
СО ЗВУКОМ -Ч-
Печальный хомячок надел воротничок,
А черный паучок напялил колпачок. Обруч я верчу, кручу,
Циркачом я стать хочу.
Печники починят печь,
Будет печь отлично печь. Тучки
очень скучные,
Когда плачут тучи,
Им чуть-чуть получше.
Есть у бабочки шесть дочек.
Сели дочки на листочек.
Эти бабочкины дочки
Точат чудные листочки. Печет
Фомич
В печи кулич.
Кулич допечет,
К внучатам пойдет.
Нет чудеснее рубашек,
Чем рубашки черепашек.
Очень прочные рубашки
Чинно носят черепашки.
8.
Чтение слов со звуками -Ч- и -Щ-
Возьмите любую детскую книжку для чтения и Предложите ребенку найти и
прочитать в ней слова с данными звуками.
9.
Письмо печатными буквами.
Пишем БУКВЫ и СЛОВА.
Попросите Ребенка вспомнить ПРАВИЛО о
том, какие буквы пишутся в
сочетании -ЧА-,
-ЧУ- Наши дети должны это вспомнить. Если они будут
затрудняться, то начните Фразу
: - ЧА- , - ЩА- пиши с буквой…., а Ребенок
должен продолжить! Также и в сочетании -ЧУ- , - ЩУ- пиши с буквой…- У- !
Поддерживайте у ребенка интерес к ЧТЕНИЮ
с помощью несложных игр, в
которые он всегда будет с удовольствием играть вместе с вами !