Подготовка к обучению грамоте

13.04.2020

Звуки    Щ  и  Ч

 

Программное содержание:

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов ПЛАЩ и МЯЧИК

2. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

3. Учить детей дифференцировать согласные звуки.

4. Учить детей читать слова с изученными звуками.

                                                                       Ход  занятия

1.     Характеристика звука -Щ- (повторение)

 

Спросите Какой это звук? Ребенок вспоминает, что это согласный звук, мягкий,

не имеет твердой пары, глухой.

Предложите ребенку написать букву  -Щ-

 

2.     Определение наиболее часто повторяющегося звука

 

Попросите определить, какой звук чаще других повторяется :

 

            Плавниками трепеща,

            И зубаста , и тоща,

Пищи все себе ища,

Ходит Щука вкруг Леща.

                                   (В.Орлова)

Ребенок ответит, что в скороговорке чаще слышится звук  -Щ-

 

3.     Характеристика звука -Ч-

 

Попросите ребенка дать характеристику звуку  -Ч-

(согласный, мягкий, не имеет твердой пары, глухой)

Предложите ребенку написать букву  -Ч-

 

4.     Определение наиболее часто повторяющегося звука

 

Попросите определить, какой звук чаще других повторяется в скороговорке:

 

Моем, моем трубочиста,

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

 Чист, чист, чист!

                                                (К. Чуковский)

Ребенок ответит, что чаще других слышится звук -Ч-

 

5.     Сравнение звуков  -Щ-  и  -Ч-

Оба звука мягкие, у них нет твердой пары, оба звука глухие. (вспомнить каким

значком мы обозначаем Глухие звуки).

 

6.     Дифференциация звуков и букв. (Игра на закрепление звуков)

А сейчас давайте поиграем!   

Напишите на двух карточках буквы -Щ- и -Ч- Предложите их ребенку .

 

ЧЕТКО диктуйте ребенку слова:

 

Черепаха, чижик, щавель, щенок, чашка, чемодан, чайник, плащ, чудеса, щегол,

 

часики, щетка, черника, щепка, чебурашка, щука, лещ, кабачок, человек.

 

Ребенок должен поднимать карточку с той буквой, которая слышится.

 

7.     Звуко-буквенный анализ слов   ПЛАЩ  и  МЯЧИК

Начертите табличку для первого слова

 

       
 

Предложите ребенку выделить каждый звук в слове  -П-Л-А-Щ-, дать

качественную характеристику звуку (какой звук? -согласный, глухой  и т .д.), затем

обозначить его буквой ,(т.е. записать Нужную букву в соответствующей клеточке).

Далее точно также разбираем второе слово  -М-Я-Ч-И-К-  (чертим таблицу из

пяти клеточек так как в слове -мячик- пять букв. Проводим звуковой анализ слова)Хочу такой сайт

Взрослому   ОЧЕНЬ ВАЖНО ЧЕТКО   произносить слово МЯЧИК.

 

Предлагаем вспомнить ЧИСТОГОВОРКИ со звуком  -Щ-

Если  Ребенок уже учится  читать, то предложите ему прочесть эти чистоговорки самому!

ЧИСТОГОВОРКИ СО ЗВУКОМ  -Щ-

 

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.                                                     Волки рыщут, пищу ищут.

Вот тебе щи, а нас не ищи!

Мой руки чище, мой руки чаще!

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.                                                        Два щенка щека к щеке

щиплют щетку в уголке.

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,

Все три щетки мне нужны.                                                             

                       

                                               ЧИСТОГОВОРКИ СО ЗВУКОМ     -Ч-

 

Печальный хомячок надел воротничок,

А черный паучок напялил колпачок.                               Обруч я верчу, кручу,

Циркачом я стать хочу.

Печники починят печь,

Будет печь отлично печь.                                                      Тучки очень скучные,

Потому что тучные.

Когда плачут тучи,

Им чуть-чуть получше.

Есть у бабочки шесть дочек.

Сели дочки на листочек.

Эти бабочкины дочки

Точат чудные листочки.                                                         Печет Фомич

В печи кулич.

Кулич допечет,

К внучатам пойдет.

Нет чудеснее рубашек,

Чем рубашки черепашек.

Очень прочные рубашки

Чинно носят черепашки.

 

8.     Чтение слов со звуками   -Ч-  и  -Щ-

 

Возьмите любую детскую книжку для чтения и Предложите ребенку найти и прочитать  в ней слова с данными звуками.

 

9.     Письмо печатными буквами.

 

Пишем БУКВЫ и СЛОВА.

 

Попросите Ребенка вспомнить ПРАВИЛО о том, какие буквы пишутся в

 

сочетании      -ЧА-,  -ЧУ-      Наши дети должны это вспомнить. Если они будут

 

затрудняться, то начните Фразу  :   - ЧА- ,  - ЩА-    пиши с буквой…., а Ребенок

 

должен   продолжить!    Также и в сочетании     -ЧУ- ,   - ЩУ- пиши с буквой…- У- !

 

 

Поддерживайте у ребенка интерес к   ЧТЕНИЮ   с  помощью несложных игр, в которые он всегда будет с удовольствием играть вместе с вами !

Наверх

Обработка персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».