22.04.2020
Составление рассказа
по картинке
Связная речь. Учить составлять короткие рассказы по картинке.
Грамматика. Закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных.
Звуковая культура речи. Учить детей отчетливо произносить звуки [з], [зь], выделять их в слова.
Картинки и открытки с изображением животных и их детенышей: кошка с котятами, котенок; собака со щенком, щенки и т. п. (Картинки лежат в конверте.)
-Сегодня утром приходил почтальон и принес открытки. Принес он открытку и мне. У меня на картинке нарисована корова. У нее рога и длинный хвост. Корова вышла на зеленый лужок и мычит: «Муу-муу». А на твоих картинках кто? (Раздать ребенку открытки.) Какие животные нарисованы у тебя на картинке? Расскажи про свою картинку. Ребенок может повторить рассказ взрослого.
Если ребенок не может составить рассказ, то взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает на них. Взрослый вместе с ребенком сравнивает картинки и спрашивает: «Что ты хочешь еще рассказать про кошку?»
-Сейчас мы с тобой поиграем. Как будто у меня картинка и я рассказываю, что на ней нарисовано. А ты будешь показывать. У меня на картинке нарисованы комары. Они летят друг за другом и звенят. Как звенят комары?.. (Ззз.) Вот комары подлетели близко-близко и звенят громко. А теперь комары улетают от меня и звенят тихо. (Ребенок садиться на стульчик и тихо произносит: «Ззззз»; повторяют два раза.)
-Ты умеешь внимательно слушать? Я сейчас проверю. Я буду медленно произносить слова, и если ты услышишь, что в слове есть звук [з], то хлопни в ладоши. «Зззайка». Есть в слове звук [з]? Давай хлопнем. Вот так. «Кот». Есть в этом слове звук [з]? Правильно, в этом слове звука [з] нет и хлопать не нужно.
Далее взрослый произносит слова: рыба, зззамок, машина, лопата, зззонт, чайник, зззабор. Звук [з] обязательно выделяется голосом, произноситься протяжно. Ребенок выполняет задание, взрослый ему (ей) помогает.
Чей голос?
Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: игрушки – кошка, собачка, курочка, петушок; автомобиль.
В гости к ребенку приезжают игрушки. (Взрослый показывает, а ребенок называет игрушку.) Вот… кошка, вот… собачка… и т.д.
В ходе следующего за тем диалога взрослый побуждает детей произносить звукоподражания и образованные от них глаголы:
-Кукареку! Чей это
голос, кто так поет? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку.)
Куд-куда! Кто это! (Курочка.) Как кудахчет курочка?.. Гав, гав, гав! Кто это?
(Собачка.) Как лает собачка?.. Мяу, мяу! Кто это?.. (Кошка.) Как мяукает
кошка?.. Гав, гав, гав! Чей голос?
(Собачки.) Что она делает? (Лает.) Мяу, мяу! Чей голос? (Кошки.) Что кошка
делает? (Мяукает.) Куд-куда, куд-куда! Чей голос? (Курочки.) Что делает
курочка? (Кудахчет.) Ку-ка-ре-ку! Это кто? (Петух.) Что делает петушок?
(Кукарекает.)