13.05.2020
Изобразительная деятельность
Рисование декоративное с элементами
аппликации (по -желанию)
«День и Ночь» (контраст и нюанс)
Задачи:
1. Учить детей создавать двухчастные,
контрастные композиции
( день и ночь) раскрывая тему в
стилистике и по мотивам декоративно-прикладного искусства.
2.
Познакомить
с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства
художественно-образной выразительности.
3. Развивать способности к композиции,
творческое воображение.
4. Уточнить понятие о явлении антонимии
(день-ночь, черный-белый,
добрый-злой).
5.Воспитывать любознательность и
художественный вкус.
Предварительная работа.
Побеседуйте с ребенком о частях суток.
Спросите, чем отличается день от ночи, вечер от утра. Какие цвета преобладают
ночью, а какие цвета днем? Предложите ребенку рассмотреть фотографии, картины
или репродукции, на которых четко прослеживается время суток. Если есть
возможность, то выложите картинки в ряд,
начиная с тех, где изображено раннее утро и по временному порядку до ночи.
Попросите ребенка расставить баночки с
гуашевыми красками, таким образом, чтобы при помощи одних изобразить утро, день,
свет, а при помощи других- вечер, ночь, сумрак, темноту. Ребенок должен четко
видеть контраст!
День: Желтый, оранжевый, красный, светло-зеленый, голубой, белый. Ночь: синий, фиолетовый, бардовый, коричневый, черный, темно-зеленый.
Материалы, инструменты, оборудование.
Листы бумаги А4 или А3 белого цвета.
Краски гуашевые (можно использовать и акварельные, но не менее 12 цветов).
Кисти разных размеров, салфетки и баночки с водой. Цветная фольга, золотого или
серебряного цвета, ножницы, клей.
Содержание занятия:
Предложите ребенку поиграть. Вы
произносите слова, а он должен подобрать слова противоположные по смыслу:
Черный -… (белый) Темный
- …(светлый)
Длинный - … День - …
Добрый - … Яркий - …(бледный)
Широкий - … Веселый - …
Поясните ребенку, что такие противоположные
по смыслу пары можно найти не только в мире слов , но и в мире искусства.
На картинах художников также можно найти
такие пары: герой большой по размеру и маленький, дерево высокое и низкое,
персонаж добрый и злой. А затем рассмотрите картинки, где изображена ночь и
день или раннее утро и поздний вечер.
(См. Приложение в конце занятия)
Прочтите ребенку стихотворение П. Соловьевой «Ночь и день».
Ночь зимой — как чёрный кот,
День — как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь — как серенькая мышь,
День — большой, блестящий кот.
А теперь предложите ребенку нарисовать одну
картину, на которой представлены в один момент Солнце и Луна, и День и Ночь .
Покажите варианты:
……. Деление листа бумаги пополам и
создание диптиха – т.е. двух самостоятельных произведений, связанных между
собой по смыслу (сложите лист бумаги пополам, а затем разверните и разгладьте);
……. Изображение светила в двойном
облике( солнце, в образ которого фрагментом вписывается месяц);
……. Изображение утренней зари, когда
ночь и луна или месяц уходят, а восходит солнце и «рождается» новый день.
(См. Приложение в конце занятия)
В
конце занятия поговорите с ребенком, какие цветовые решения он использовал и
почему. Пригодилась ли ему палитра для смешивания красок?
Обязательно ПОХВАЛИТЕ работу ребенка !!!
Для создания радостного, приподнятого
настроения во время рисования включите ребенку музыку для релаксации: Эдвард
Григ «Раннее утро»; Моцарт «Колыбельная классическая музыка для детей перед
сном».
Также предлагаем Вам прочитать ребенку русскую народную сказку «Солнце, месяц и Ворон Воронович».
Русская народная сказка
«СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ И ВОРОН ВОРОНОВИЧ»
Жили-были старик да старуха, у них
было три дочери. Старик пошел в амбар крупку брать; взял крупку, понес домой, а
на мешке-то была дырка: крупа-то в нее сыплется да сыплется.
Пришел домой. Старуха спрашивает:
— Где крупка? — А крупка вся
высыпалась.
Пошел старик собирать и говорит:
— Кабы Солнышко обогрело, кабы Месяц
осветил, кабы Ворон Воронович пособил мне крупку собрать, за Солнышко бы отдал
старшую дочь, за Месяца — среднюю, а за Ворона Вороновича — младшую!
Стал старик собирать — Солнце
обогрело, Месяц осветил, а Ворон Воронович пособил крупку собрать.
Пришел старик домой, сказал старшей
дочери:
— Оденься хорошенько да выйди на
крылечко.
Она оделась, вышла на крылечко;
Солнце и утащило ее.
Средней дочери также велел одеться
хорошенько и выйти на крылечко. Она оделась и вышла; Месяц схватил и утащил
вторую дочь.
И меньшой дочери сказал:
— Оденься хорошенько да выйди на
крылечко.
Она оделась, вышла на крылечко; Ворон
Воронович схватил ее и унес.
Старик и говорит:
— Идти разве в гости к зятю?
Пошел к Солнышку; вот и пришел.
Солнышко говорит:
— Чем тебя потчевать?
— Я ничего не хочу.
Солнышко сказало жене, чтоб
настряпала оладьев. Вот жена настряпала. Солнышко уселось среди полу, жена
поставила на него сковородку — и оладьи сжарились. Накормили старика.
Пришел старик домой, приказал старухе
состряпать оладьев; сам сел на пол и велит ставить на себя сковородку с
оладьями.
— Чего, на тебе испекутся! — говорит
старуха.
— Ничего, — говорит, — ставь,
испекутся.
Она и поставила; сколько оладьи ни
стояли, ничего не испеклись, только прокисли.
Нечего делать, поставила старуха
сковородку в печь, испеклися оладьи, наелся старик.
На другой день старик пошел в гости к
другому зятю, к Месяцу. Пришел.
Месяц говорит:
— Чем тебя потчевать?
— Я, — отвечает старик, — ничего не
хочу.
Месяц затопил про него баню.
Старик говорит:
— Темно в бане-то будет!
А Месяц ему:
— Нет, светло, ступай.
Пошел старик в баню, а Месяц запихал
палец свой в дырочку, и оттого в бане светло-светло стало.
Выпарился старик, пришел домой и
велит старухе топить баню ночью.
Старуха истопила; он и посылает ее
туда париться. Старуха говорит:
— Темно париться-то!
— Ступай, светло будет!
Пошла старуха, а старик видел, как
светил ему Месяц, и сам туда ж — взял прорубил дыру в бане и запихал в нее
своей палец. А в бане свету нисколько нет! Старуха знай кричит ему:
— Темно!
Делать нечего, пошла она, принесла
лучины с огнем и выпарилась.
На третий день старик пошел к Ворону
Вороновичу. Пришел.
— Чем тебя потчевать-то? — спрашивает
Ворон Воронович.
— Я, — говорит старик, — ничего не
хочу.
— Ну, пойдем хоть спать на седала.
Ворон поставил лестницу и полез со
стариком. Ворон Воронович посадил его под крыло.
Как старик заснул, они оба упали и
убились. Вот и сказке конец…..