13.05.2020
Лепка сюжетная (коллективная
композиция)
Мы на луг ходили, мы лужок лепили
Задачи.
Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик,
колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых (бабочек, жуков, пчёл,
стрекоз), передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая
поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или
пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки). Формировать
коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой
природе. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций,
фотографий, изображающих весенний и летний луг; рассматривание изображений
луговых растений, эскизные зарисовки цветковых растений сухими материалами
(карандаши, уголь, сангина); беседа о луговых насекомых и растениях; беседа о
том, что делают на лугу взрослые люди (пасут коров, лошадей, овец, ставят ульи
для пчёл, косят сено, заготавливая корм для животных и пр.), чем могут
заниматься дети (любоваться цветами, рисовать, фотографировать, помогать
взрослым). Подготовка основы для лепной панорамы «Мы на луг ходили» (деревянная
дощечка или крышка от картонной коробки покрывается слоем пластилина -
зелёного, коричневого, жёлтого).
Материалы, инструменты,
оборудование. Цветной пластилин, стеки, дощечки,
салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие пуговицы (для изображения
тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых - глазок,
усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктейльные трубочки, палочки (для
устойчивых и гибких стебельков).
Содержание занятия.
Воспитатель
читает детям стихотворение Г. Галиной «Веселый бал»:
На
лугу веселый бал
Был
открыт весною:
На
трубе Комар играл,
Шмель
мохнатый танцевал
С
Мушкой голубою.
И
кружился ветерок,
Листьями
играя.
И
качался в такт цветок,
Свой
зеленый стебелек
Стройно
наклоняя.
Стрекоза
легко неслась
С
Мотыльком нарядным.
И
Улитка приплелась
И
удобно разлеглась
Под
листком прохладным.
Прилетел
и Майский Жук
С
толстою Жучихой,
И,
толкая всех вокруг,
Он
вошел в веселый круг,
Подбоченясь
лихо.
Муравьи
толпой пришли,
Шевеля
усами,
И
плясать они пошли!...
Лишь
Паук сидел вдали,
Прячась
за ветвями.
«Что
за новоселье, -
Что
еще такой за бал?»
Злой
Паук не понимал
Счастья
и веселья...
Воспитатель
показывает детям 2-3 репродукции или фотографии с изображением весеннего луга
(например, А. Васильева), и предлагает создать свой луг - красивый, зелёный с
яркими цветами и разными насекомыми. Этот луг украсит нашу группу и порадует
родителей. Кроме того, он послужит декорацией для спектакля или игры. Взрослый
спрашивает ребенка, что растёт и кто живёт на лугу и уточняет ответы (разные
травы и цветы - ромашка, василёк, мак, одуванчик...). Предлагает ребёнку
задумать и вылепить для общего луга какое-нибудь растение и насекомое. Ребенок
рассматривает изображения луговых растений, уточняя особенности их внешнего
вида (строение и окраска лепестков, изгиб и толщина стебля, форма листьев). На
примере 2-3 цветов взрослый показывает, каким образом можно передать характерные
особенности растения в скульптурном образе (выбрать пластилин подходящего
цвета, создать исходную обобщённую форму венчика, моделировать характерные
детали подходящим способом - вытягивать и сплющивать лепестки или заострять и
загибать...). Показывает ребенку незавершённую панораму - основу будущей
композиции и помещает на неё несколько вылепленных заранее растений. Обращает
внимание ребенка на то, что цветы стоят на тонких ножках - стебельках, но не
падают. Ребенок высказывает свои предположения о том, как такого эффекта можно
добиться в лепке. Воспитатель уточняет ответы (нужно использовать каркас -
проволоку, палочку, трубочку, зубочистку - подобрать нужного цвета или облепить
пластилином). Затем воспитатель размещает на панораме несколько вылепленных
заранее насекомых (жука, бабочку, гусеницу), некоторые части тела которых
исполнены из бытовых материалов - глазки из пуговиц и бисера, крылышки из
фольги и фантиков, усики из проволоки и спичек. Взрослый даёт установку лепить
свои фигурки, не похожие на те, что представлены на панораме и не повторяющие
лепку друг друга, потому что на лугу всё
такое разное, каждый может найти и создать что-то своё. Ребенок выбирает
материал и начинает лепить. Взрослый по ходу работы напоминает о необходимости
использования каркаса для придания устойчивости вылепленным поделкам; помогает
вспомнить особенности того или иного растения или насекомого, показывает
изображения. По мере изготовления лепных растений и насекомых ребенок переносит
их на общую панораму и устанавливает с помощью пластилиновых комков и трубочек
для коктейля. Рассматривает композицию, любуются, дополняют мелкими деталями -
вылепленными камешками, травинками, кустиками.
После
занятия. Завершается оформление панорамы «Наш луг»; лепит по своему желанию
растения, насекомых и других мелких животных (мышек, цыплят, лягушат).
Чтение
стихотворения И. Бунина:
Полями
пахнет, - свежих трав,
Лугов
прохладное дыханье!
От
сенокосов и дубрав
Я
в нём ловлю благоуханье.
Чтение
стихотворений о природе и сво-
бодное
рисование по замыслу.
Весёлый
месяц май
Поведай,
песня наша,
На
весь наш русский край,
Что
месяцев всех краше
Весёлый
месяц май!
Теперь
в ветвях берёзы
Поют
и соловьи,
В
лугах поют стрекозы,
В
полях поют ручьи.
И
много, в небе рея,
Поёт
пернатых стай -
Всех
месяцев звончее
Весёлый
месяц май!
Поведай,
песня наша,
На
весь наш русский край,
Что
месяцев всех краше
Весёлый
месяц май!
(А.
К. Толстой)