11.05.2020
Ccылка на видео
Конспект музыкального занятия в старшей группе.
Ребята сегодня у нас будет знакомство с персонажами сказки и
изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»
(1 слайд) Вашему
вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя
и волк».
Замечательный русский композитор
С. С. Прокофьев сочинил
музыкальную сказку, в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра.
Каждый музыкальный инструмент в
сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче
почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов, которые
похожи на голоса его героев. В сказке
музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки.
Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но
характеры этих маршей разные.
Показывать это интерактивное
пособие рекомендуется после знакомства
с сюжетом и музыкой симфонической сказки, для закрепления полученной
информации.
(2 слайд) Вы видите
мальчика-это пионер Петя. Мелодия Пети беззаботная, приветливая,
веселая. С этой мелодии начинается сказка.
Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты.
Тема Пети веселая, его походка
подпрыгивающая, легкая, быстрая.
(3 слайд) Птичка –
хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая,
порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает
флейта. Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты
очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке.
Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.
(4 слайд) Утка – ее
мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку
неторопливо, важно, мелодию утки играет
гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит
всегда, когда о ней упоминается в сказке.
Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный
размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание
в походке утки то на одну, то на другую ногу.
(5 слайд) Кошка,
мелодию коварной, хитрой кошки играет
кларнет. Этот инструмент обладает
большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками.
Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми,
осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно
крадется на своих бархатных лапках и всегда на - чеку. Остановки в
мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный
характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.
(6 слайд) Старого
дедушку изображает строгая,
неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная, передает его тяжелую
поступь, голос у дедушки низкий. Мелодию его играет фагот: самый низкий деревянный духовой инструмент. Тема дедушки - это тоже
марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.
(7 слайд) Волка изображают три валторны.
Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная, но волк дал поймать себя, да как - за
хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не
таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волка тоже немного похожа на марш: она
передает его грозные шаги.
(8 слайд) У каждого
героя сказки есть своя мелодия,
которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет
– называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка.
(9 слайд) А теперь
прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички, характер мелодии
меняется в связи с сюжетом сказки, но он всегда узнаваем.
(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они
шли по следам волка и
палили почем зря из ружей, их изображают
ударные инструменты – литавры, барабаны. Охотники тоже появляются
в сказке под марш, но марш
этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий.
Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою
храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся
игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В
конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.
(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием
всех героев.
(12 слайд) Волк в зоопарке не такой
страшный, а скорее неудачливый и смешной.
(13 слайд) Таким
образом, в игровой форме с помощью музыкальной
сказки можно познакомить ребенка с инструментами симфонического
оркестра.
Вопросы ребенку.
1. Какие
инструменты исполняют тему Пети?
2. Какие
медные духовые инструменты исполняют тему Волка?
3. Какой
инструмент исполняет тему кошки?
4. Какой
лейтмотив в сказке тебе больше всех понравился и почему?
В приложении прикреплена музыкальная видео сказка «Петя и волк», а также краткий фрагмент сказки для прослушивания на музыкальных инструментах.