Занятие 3

11.05.2020

Ccылка на видео
Конспект музыкального занятия в старшей  группе.

Ребята сегодня  у нас будет знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»

(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк».

Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов, которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но характеры этих маршей разные.

Показывать это интерактивное пособие рекомендуется после знакомства с сюжетом и музыкой симфонической сказки, для закрепления полученной информации.

(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка. Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты.

Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.

(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.

(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке. Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.

(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на - чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.

(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная, передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий. Мелодию  его играет фагот: самый низкий деревянный духовой инструмент. Тема дедушки - это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.

(7 слайд) Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная, но волк дал поймать себя, да как - за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волка тоже немного похожа на марш: она передает его грозные шаги.

(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка.Хочу такой сайт

(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички, характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки, но он всегда узнаваем.

(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры, барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш, но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.

(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.

(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.

(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить ребенка с  инструментами симфонического оркестра.

Вопросы ребенку.

1.       Какие инструменты исполняют тему Пети?

2.       Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка?

3.       Какой инструмент исполняет тему кошки?

4.       Какой лейтмотив в сказке тебе больше всех понравился и почему?

 

В приложении прикреплена музыкальная  видео сказка «Петя и волк», а также краткий фрагмент сказки для прослушивания  на музыкальных инструментах.  

Наверх

Обработка персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».