14.05.2020
Путешествие в страну Математики. Занятие по формированию геометрических
понятий и развитию пространственного мышления.
Классификация фигур
Цель: 1. Развивать
логическое мышление: учить классифицировать фигуры. Развивать пространственное
воображение: учить определять фигуру на ощупь, учить из частей составлять целую
фигуру.
2.
Закреплять названия геометрических фигур и тел: круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник, отрезок, луч, пятиугольник, шестиугольник,
ломанная, ромб, параллелограмм, трапеция, куб, параллелепипед, шар, конус, цилиндр, пирамида, призма.
3.
Формировать умение ориентироваться на плоскости по двум заданным признакам
(высота этажа и порядок окна).
4.
Развивать чувство пространства посредством двигательных образов.
Ход занятия
Предложите
вашему ребенку занимательную Игру. Выставите на столе все объемные фигуры
(используйте детский строительный конструктор) и разложите плоскостные фигуры,
вырезанные из цветного картона. Попросите «разбить» эти фигуры на две команды,
пусть он подумает как это можно сделать.
1
вариант: фигуры объемные и плоскостные
2
вариант: фигуры и тела у которых нет углов и у которых есть углы
3
вариант: линии и тела вращения
Далее
проводится игра «Геометрические фигуры».
Вы
показываете ребенку любую плоскостную геометрическую фигуру, а ребенок должен
изобразить ее позой . Потом меняетесь с ребенком местами, теперь он показывает
вам плоскостную геометрическую фигуру, а вы пытаетесь ее изобразить позой.
Например:
Вы показываете треугольник – Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки
опущены по швам.
Круг
– Ребенок встает по стойке «смирно» и поднимает согнутые в локтях руки над головой , сомкнув пальцы. И т. д.
Следующая
Игра «Изобрази фигуру вращения»!
А
теперь сделаем веселую зарядку ! Мы будем изображать ФИГУРЫ ВРАЩЕНИЯ.
Все
упражнения вы выполняете, КРУЖАСЬ вокруг себя.
Конус: Руки соединены над головой ладонями сверху.
Шар: Руки сложены кругом перед собой.
Цилиндр: Руки согнуты в локтях, локти подняты на
уровне груди, руки подняты вверх.
Предложите ребенку поиграть еще в одну
Игру «Узнай фигуру на ощупь».
Пусть ребенок разделит все объемные фигуры на
две группы.
1-я
группа это – тела вращения, а 2-я группа – многогранники.
Когда
ребенок правильно назовет все фигуры, то
сложите их в плотный, непрозрачный пакет или мешок. Теперь, по очереди вы
опускаете руку в мешок, берете любую фигуру и не вынимая ее обследуете на
ощупь. Затем называете фигуру и только после этого вынимаете и смотрите,
правильно или нет она названа. За правильный ответ – фишка, конфетка, наклейка! Ну что, кто победитель!?
Дети
очень любят такие игры-соревнования !
А
теперь Математические загадки:
Загадки о
геометрических фигурах
Чуть
приплюснутый квадрат
Приглашает
опознать:
Острый
угол и тупой
Вечно
связаны судьбой.
Догадались
дело в чем?
Как
фигуру назовем? (Ромб).
***
Прикатилось
колесо,
Ведь
похожее оно,
Как
наглядная натура
Лишь
на круглую фигуру.
Догадался,
милый друг?
Ну,
конечно, это … (круг).
***
На
фигуру посмотри
И
в альбоме начерти
Три
угла. Три стороны
Меж
собой соедини.
Получился
не угольник,
А
красивый… (треугольник).
***
Я
фигура – хоть куда,
Очень
ровная всегда,
Все
углы во мне равны
И
четыре стороны.
Кубик
– мой любимый брат,
Потому
что я…. (квадрат).
***
Он
похожий на яйцо
Или
на твое лицо.
Вот
такая есть окружность -
Очень
странная наружность:
Круг
приплюснутым стал.
Получился
вдруг…. (овал).
***
Треугольник
подпилили
И
фигуру получили:
Два
тупых угла внутри
И
два острых – посмотри.
Не
квадрат, не треугольник,
А
похож на многоугольник.
(Трапеция).
***
Часть
от линии возьмем
И
фигуру назовем
Не
куском – уж слишком резко,
А,
наверное,…. (отрезком).
***
В
математике она
Пригождается
всегда:
Без
хвоста от запятой
Всем
нам кажется простой.
И
в конце, закончив строчку,
Мы
поставим, братцы, ….
(точку).
***
Вроде
круг, но дело в том,
Что
иначе мы зовем
Нарисованный
кружок.
В
чем секрет? Скажи, дружок!
Эта
странная наружность
Называется….
(окружность).
***
По
фигуре пролегла
Очень
тонкая игла:
Не
черта и не прямая,
Что
ж за линия такая?
Этот
очень ровный… (луч).
***
Шесть
тупых углов внутри
На
фигуре рассмотри
И
представь, что из квадрата
Получили
его брата.
Слишком
много здесь углов,
Ты
назвать его готов? (Многоугольник)
***
Растянули
мы квадрат
И
представили на взгляд,
На
кого он стал похожим
Или
с чем-то очень схожим?
Не
кирпич, не треугольник -
Стал
квадрат… (прямоугольник).
***
Под
линейку я рисую
Очень
ровную, простую
Всем
заметную черту.
Как
фигуру назову?
Не
спеши, а рассуждай
И
ответ скорее дай. (Линия).
***
Все
фигуры повторяем И спокойно называем: Вот овал, окружность, круг…Продолжай-ка,
милый друг!
Загадки о
геометрических телах
Как
его нам не вертеть
Равных
граней ровно шесть.
С
ним в лото сыграть мы сможем,
Только
будем осторожны:
Он
не ласков и не груб
Потому
что это… (куб).
***
Вновь
беремся мы за дело,
Изучаем
снова тело:
Может
мячиком он стать
И
немного полетать.
Очень
круглый, не овал.
Догадались?
Это… (шар).
***
Египтяне
их сложили
И
так ловко смастерили,
Что
стоят они веками.
Догадайтесь,
дети, сами
Что
же это за тела,
Где
вершина всем видна?
Догадались?
Из-за вида
Всем
известна… (пирамида).
***
Присмотрись,
стоит ведро -
Сверху
крышка, снизу дно.
Два
кружка соединили
И
фигуру получили.
Как
же тело называть?
Надо
быстро отгадать. (Цилиндр).
***
Это,
вроде бы, ведро,
Но
совсем другое дно:
Не
кружок, а треугольник
Или
даже шестиугольник.
Очень
тело уж капризно,
Потому
что это… (призма).
***
Вот
колпак на голове –
Это
клоун на траве.
Но
колпак не пирамида
Это
сразу, братцы, видно:
Круг
в основе колпака.
Как
же звать его тогда? (Конус).
***
В
конце занятия прочтите своему ребенку стихотворение и пусть он Рисует, то о чем
вы читаете!
Не
торопитесь, дайте ему немного времени и тогда у него получиться интересная
картинка, которую он потом сможет раскрасить цветными карандашами !
«Веселое
занятие»
Книгу
с мячиком возьмем -
Их
телами назовем.
А
фигуры нарисуем -
Круг
с овалом и лучом.
Продолжаем
рисовать
Ромб,
отрезок и квадрат.
Отгадали
или нет
Геометрии
секрет?
Нарисованный
рисунок
Может
много рассказать,
Надо
главное запомнить
И
секрет его понять:
Тело
может быть объемным,
Круглым
или трехсторонним.
В
руки тело можно взять,
А
фигуры – рисовать
Сможем
мы, иль начертить
И
на плоскость разместить.
Сколько
есть на белом свете
Удивительных
секретов.
Все
нам хочется узнать,
Мир
премудростей познать !!!
Желаем
вам интересного и полезного ОБЩЕНИЯ с вашим
Ребенком!