18.05.2020
1.Учить ребенка
разграничивать смысловое значение и звуковую форму слова .
2. Учить ребенка относить
звонкие и глухие согласные к твердым и
мягким
3. Закреплять умение
называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.
4. Называть слова по
определенному фонематическому признаку .
Демонстрационный
материал. Предметные картинки: «Тигр», «Лев», «Петух», «Медведь»,
«Котенок», «Ласточка», «Мышка», «Корова»; фигурки «звуков –братьев».
Ход
занятия
1. Показать ребенку картинки с
изображением животных, называя их без интонационного выделения в слове первого
звука, но сердито произнося слова, «Лев», «Тигр» и т. д; т.е. все слова с мягкими согласными в начале, и ласково
называя слова с твердым согласным в начале.
Затем
предложить ребенку подойти, распределить эти слова и «подарить» их «сердитому» или
«доброму брату». Вы должны быть готовы к
тому, что ребенок отнесет слова, обозначающие «злых» льва и тигра, к словам с
«сердитыми» звуками, а слова, обозначающие кота, ласточку и других, - к словам
с «добрыми звуками». В случае такой ошибке нужно объяснить: «Ты прав, тигр
очень сердитый. Но ведь мы говорим не о злом звере, а о первом звуке в его
имени. Послушай «ть», «ть»- разве это сердитый звук ? Нет, «добрый». Значит, его
нужно отдать «доброму» брату – и т.п.
2.
Расскажите ребенку сказку о маленьких друзьях – барашке и котенке. Котенку
нравилась песенка барашка: «Бе-бе-бе». Он захотел научиться петь песенку друга.
Но он был таким маленьким, слабеньким, что у него не получилась песенка барашка,
а получилось: «Пе-пе-пе» - и т.д
Затем
спросите у ребенка, какие звуки в песенке барашка перепутал котенок («б» и «п»).
Родитель говорит, что это звуки «товарищи», предлагая ребенку определить, положив
руку на горлышко, какой звук звонкий, а какой – незвонкий.
3.
Родитель вызывает к себе ребенка, выдает ему (ей) предметные картинки, название
которых начинаются со звуков «б», «бь», «п», «пь». Беря картинку, ребенок
должен назвать первый звук слова и определить, звонкий он или незвонкий.
Когда
все картинки розданы (по две на каждый звук ), предложить ребенку, если оказались
картинки с первым звуком «п» в на звании, попрыгать на одной ножке и подарить
свои картинки «доброму» или «сердитому брату».
Родитель
обращает внимание ребенка на то, что у каждого «брата» есть картинки, первый
звук в названиях которых мы произносим звонко, и картинки в названиях которых
первый звук незвонкий. Предложить ребенку взять у «доброго брата» те картинки, первый
звук, которых произносим незвонко. Ребенок берет у «сердитого брата» картинки
со звонким первым звуком в названиях; затем – такие же картинки у «доброго
брата» и у «сердитого» - картинки с незвонким первым звуком в названиях.
4. Игра «Назови слова». Ребенок называет слова
со звонким звуком «б», потом – с его незвонким «товарищем» «п», с его «добрым братом»
«пь»,со звонким «товарищем» «бь».