09.04.2020
Дорожные знаки
Цель. Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Материал. Ножницы, клей, разрезные страницы из тетради с дорожными знаками: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дикие животные», «Дорожные работы», «Дети», фломастеры или цветные карандаши.
На заметку воспитателю
Как среди множества дорожных знаков выбрать те, которые важно знать детям старшего дошкольного возраста? В «Правилах дорожного движения Российской Федерации» (1994) есть определение, кто является участником движения: это «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства». В работе с детьми можно исключить большую часть дорожных знаков, адресованных водителям, и сосредоточиться на тех, которые имеют непосредственное значение для пешеходов и пассажиров, например: светофор, знаки «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход» (надземный, «зебра», подземный), «Движение пешеходов запрещено».
Однако есть несколько дорожных знаков, адресованных водителям, но значимых и для пешеходов в тех случаях, когда они становятся участниками дорожного движения в качестве велосипедистов, например: «Железнодорожный переезд» (со шлагбаумом, без шлагбаума), «Дорожные работы», «Дикие животные», «Дети», «Прочие опасности». Поэтому прежде, чем приступать к работе с детьми по данной теме, важно, чтобы воспитатель сам хорошо понимал значение этих дорожных знаков и знал, как они выглядят.
Отдельно следует выделить правила, связанные с работой светофора. Значение различных цветовых сигналов светофора к старшему дошкольному возрасту дети обычно уже достаточно хорошо знают. Однако в городах очень много дорог, на которых нет ни светофоров, ни специальных мест для перехода.
Надо объяснить детям, что в нашей стране принято правостороннее движение транспорта, поэтому при переходе улицы, где нет оборудованного перехода или светофора, необходимо вначале посмотреть налево и убедиться, что машин нет. Затем, дойдя до середины улицы, следует посмотреть направо и, если дорога свободна, продолжить переход.
Проявите творчество
Для того чтобы ваша работа по данной теме была более продуктивной и разнообразной, заранее подготовьте необходимые методические пособия, например: атрибуты регулировщика, изображения основных дорожных знаков (см. страницу с разным материалом). Подумайте, в каких видах деятельности (музыкальной, игровой, театрализованной, художественно-изобразительной) можно расширить и закрепить знания детей, полученные на занятиях. Используйте интерес детей (особенно мальчиков) для организации тематических игр, в том числе таких, где ребенок берет на себя роль водителя какого-нибудь транспортного средства. В некоторых случаях, например в ролевых играх, в соответствии с интересами и желаниями детей, предлагаемый перечень дорожных знаков может быть расширен. При этом воспитатель должен быть готов ответить на вопросы детей и владеть соответствующей информацией (что это за знак и для чего он предназначен). Кроме того, в роли играющего партнера в процессе совместной игры воспитатель может ненавязчиво сообщать детям новые интересные сведения о правилах поведения на улицах города.
Для занятий с детьми по теме «Дорожные знаки» используйте несколько заданий. При этом предлагаемая в пособии последовательность может быть вами изменена.
Занятия с рабочей тетрадью (тетрадь 4)
Задание 2. Вспомнить вместе с детьми дорожные знаки, с которыми вы уже их знакомили («Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено»). После этого предложите им выполнить задание в тетради с другими дорожными знаками. Изображения на дорожных знаках сами подскажут детям их значение.
Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок, найти на разрезной странице подходящие дорожные знаки, вырезать и наклеить их на нужные места, раскрасить локомотив.
Желательно, чтобы дети при наклеивании знаков объяснили выбор места для него, рассказали о ситуации, сложившейся в этом месте на дороге.
Обсуждение
По окончании работы проверьте правильность выполнения задания каждым ребенком, при необходимости исправьте ошибки. Задайте детям провокационный вопрос: «Опасно ли идти по тротуару?». Скорее всего, дети ответят отрицательно. При этом кто-нибудь из них, возможно, догадается, что лучше держаться середины тротуара, так как если идти близко к домам, из окна, с крыши случайно может упасть какой-либо предмет (сосулька, цветочный горшок). Сторона, близкая к проезжей части, опасна тем, что за рулем может оказаться недисциплинированный водитель, который заедет на тротуар.
Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной из них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться «паровозики», по другой — «машины». Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа — «паровозики» — освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение.
Затем предложите другой группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следите за тем, чтобы «машины» придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом.
После того как дети каждой подгруппы проедут по своему маршруту, усложните игру и предложите «паровозикам» и «машинам» двигаться по пересекающимся дорожкам. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь.
Остановив игру, проанализируйте вместе с детьми, почему «паровозики» и «машины» иногда сталкивались, мешали друг другу. Обсудите с детьми, как следует организовать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Выслушав ответы, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре.
После этого продолжите игру, выбрав одного или двоих детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая таким образом путь «машинам». Обратите их внимание на то, что закрытие шлагбаума означает остановку движения поездов-«паровозиков». В этом случае столкновение невозможно. Если это все-таки произойдет, проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила.
Аналогичный тренинг может предшествовать объяснениям правил регулирования дорожного движения на улицах города, где вместо шлагбаума работает светофор. В этой роли может выступить один из участников игры, который в нужный момент поднимает красный (зеленый, желтый) флажок или другой предмет соответствующего цвета (кубик, картонный кружок). Далее тренинг можно усложнить: двое детей синхронно подают цветовые сигналы, причем один из них указывает путь зеленым сигналом для одного направления движения («паровозам»), а другой — красным сигналом — показывает «стоп» транспорту, который двигается в перпендикулярном направлении («машинкам»). Затем оба одновременно «включают» желтый свет.
Вне занятия
Для лучшего усвоения нового материала используйте приемы пространственного моделирования.
При помощи строительного конструктора или мозаики предложите детям построить дороги, переезд, перекресток. Это позволит создавать разные варианты и разыгрывать, например, движение поездов и машин, машин и пешеходов. В соответствующих ситуациях можно «открывать» и «закрывать» шлагбаум, зажигать тот или иной сигнал светофора.
Занятия с рабочей тетрадью (тетрадь 4)
Задание 3. Напомните детям, как работает светофор: горит зеленый свет — можно идти; горит желтый свет — приготовиться; горит красный свет — остановись.
Предложите детям раскрасить, в зависимости от ситуации, зеленым или красным цветом человечка на обоих светофорах.
На заметку воспитателю
Предполагается, что дети этого возраста уже знакомы с принципом работы светофора и знают, что дорогу нужно переходить только на зеленый свет. Поэтому, если они быстро и правильно выполнят задание, можно предложить нарисовать им знаки «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», используя заранее подготовленный вами трафарет с изображением силуэта пешехода. Важно, чтобы дети запомнили, что в отличие от знака «Движение пешеходов запрещено» (красный круг, на белом фоне черный силуэт пешехода, зачеркнутого красной линией) некоторые знаки имеют форму квадрата синего цвета или треугольника с белым изображением пешехода.
В беседе с детьми о правилах поведения на улице лучше употреблять общепринятые термины, а не житейские аналоги, например: «пешеходный переход», «проезжая часть», « регулировщик ».
Занятия с рабочей тетрадью (тетрадь 4)
Задание 4. Игра «Путешествие за город» является своеобразным итоговым занятием по теме «Дорожные знаки ». В игре представлены основные дорожные знаки, которые должны запомнить дети. Найдите на разрезной странице выкройки кубика и машинок-фишек. Предложите детям вырезать, склеить и сложить их. Теперь можно поиграть. Только не забудьте объяснить детям основные правила: если
машинка-фишка оказалась на желтом кружочке — надо пропустить ход, на красном — можно сильно сократить маршрут, а синий означает возвращение назад по стрелке. В ходе игры подробно обсуждайте и комментируйте все продвижения по маршруту играющих участников. Для этого можно привлечь и других детей, не принимающих в ней непосредственного участия.