Чтение художественной литературы и фольклора

09.04.2020

Пересказ рассказа Е. Чарушина  «Воробей»

Связная речь:  учить пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию; развивать умение понимать образные выражения .

Раздаточный материал : бумага, карандаши.

Ход занятия

- Отгадай загадку о птице:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

Собирает крошки

Он боится кошки. (Воробей)

- Кто это? Как назвать детенышей воробья?  ( Птенчик, воробышек, воробьишко .)

Послушайте рассказ «Воробей».

 Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умел.

 — Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий! А папа говорит: 
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал: 
— Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить. 
— Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.
Хочу такой сайт

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился. Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел. Через пенёк перелетел. И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел. 
И через дерево перелетел. 
И через дом перелетел. 
И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Беседа с ребенком о прочитанном .

- Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение ? ( Рассказ.) Как ты узнал, что это рассказ? О чем говорится в этом рассказе? Как бы ты назвал рассказ? Расскажи, как выглядел воробей. Какое сравнение ты услышал? Для чего так сказано о воробье в рассказе? Как Никита учил воробья летать? Как летал воробушек сначала? Какой он был? Как можно о нем сказать? С чем сравнивать? А каким потом стаал воробей? Какими словами можно о нем сказать? (Ребенок отвечает)

Предложить ребенку разделить рассказ на части, на бумаге, разделенной на три части схематично зарисовывать каждую часть, озаглавить каждую часть.

Повторно прочитать рассказ, давая установку на пересказ, соотнося читаемое с изображенным на листе, и обращая внимание на качество пересказа. Ребенок пересказывает по частям.  

Попросить ребенка самого придумать загадку о воробье.

 

 

 

 

 

Наверх

Обработка персональных данных

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».